Цель:
- познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия;
- показать отличительные и общие признаки причастия с другими частями речи;
- формировать умение различать причастия и прилагательные.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся
Вступительная беседа
- Кто такие исследователи? (Те, кто открывает что-то новое)
- Чем отличаются дети-исследователи от настоящих исследователей?
(Дети, в отличие от взрослых, открывают что-то новое для себя, хотя это уже открыто учеными-исследователями)
Формулирование темы и цели урока
- Что мы будем исследовать сегодня? (Новую часть речи- причастие)
Повторение изученного
Проблемный вопрос:
- Должен ли исследователь что-то знать до того, как проводит исследование? (Любой исследователь должен знать историю изучаемого вопроса, что уже известно о предмете исследования, знать методы исследования)
Повторение морфологических признаков изученных частей речи проводится с использованием таблицы из теоретической тетради (такая тетрадь ведется каждым учеником с 6-го класса)
Часть речи |
Общее значение |
Морфологические признаки |
Синтаксическая роль |
Существительное |
Предмет Кто? Что?
|
Собственное - нарицательное, одушевленное -неодушевленное, род, склонение. Падеж, число. |
Любым членом предложения (чаще всего – подлежащее и дополнение) |
Прилагательное
|
Признак предмета Какой? чей?
|
Качественное, относительное, притяжательное Степень сравнения, краткое-полное Падеж, число, род (в ед. ч.) |
Определение, сказуемое
|
Глагол |
Действие Что делать? Что сделать?
|
Вид, переходность, спряжение, возвратность Наклонение, число, время, лицо, род (если есть) |
Сказуемое Инфинитив - любым членом предложения
|
Местоимение
|
Замещает именные части речи и отвечает на их вопросы |
Разряд, лицо (у личных) Падеж, число (если есть), род (если есть) |
Любым членом предложения
|
Числительное |
Количество, порядок при счете Сколько? Который по счету? |
Простые-составные, количественные - порядковые. Падеж, число (если есть), род (если есть) |
Любым членом предложения
|
Наречие |
Признак действия Как? Где? Когда? и др. |
Разряд по значению, степень сравнения, неизменяемое |
Сказуемое Инфинитив - любым членом предложения |
- По какому плану мы характеризуем любую часть речи? (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль)
Работа групп с карточками
Задания:
Слова для 1 группы: интерес, неинтересный, интересуемый, заинтересованный, интересовать, интересующий, заинтересовавший.
Слова для 2 группы: чтение, читать, читающий, прочитанная, читаемая, читатель, читавший.
Слова для 3 группы: работа, заработанный, работать, работающий, работный, работавший, зарабатываемая.
Выступление групп – отчет по заданию в карточках
Выполняя задание учащиеся приходят к выводу: причастия по морфемному составу похожи на прилагательные и глаголы
1) Выявление морфологических особенностей причастия
- Как бы вы сформулировали общее значение причастия?
- Какие морфологические признаки можно выделить: постоянные и непостоянные?
2) Эксперимент: попробуйте изменить причастия по родам, числам, падежам, лицам.
- Составьте предложения с причастиями и определите их роль в предложении?
3) Сопоставление своих наблюдений с определениями в различных учебных пособиях: учебник под редакцией Ладыженской разных лет издания, «Русский язык (теория)» под редакцией Чесноковой
Итог урока
- Достигли ли мы поставленной цели?
- Понравилось ли быть исследователями?