Конспект урока русского языка в 7 классе "Слитное и раздельное написание производных предлогов"

Цели урока:

  • научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
  • научить правильно писать производные предлоги;
  • устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов;
  • обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
  • совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой, формировать орфографическую зоркость.

Ход урока

Организационный момент

- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением.

Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?

- Давайте улыбнемся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

Фронтальный устный опрос

  1. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? (Самостоятельные части речи могут употребляться в речи без служебных и являются членами предложения)
  2. Какие служебные части речи вы знаете? (Предлоги, союзы, частицы)
  3. Для чего служат предлоги? (Для связи слов в словосочетании и предложении, они выражают зависимость одних слов от других)
  4. На какие группы делятся предлоги по строению? (Простые и составные)
  5. На какие группы делятся предлоги по происхождению? (Производные и непроизводные)
  6. Вспомните, какие предлоги называются производными? (Предлоги, образованные от самостоятельных частей речи)
  7. Как вы думаете, о какой части речи мы сегодня продолжим говорить? (производных предлогах)

Изучение нового материала

- Мы сегодня продолжим говорить о предлогах, так как еще не все знаем о них. Послушайте, пожалуйста, небольшую историю жизни жителей страны правописание.
- Представьте себе, так думали жители сказочной страны Правописание. В этой стране самым главным и большим здесь был дом безударных гласных.
- Почему? (Больше всего ошибок мы делаем именно на эту орфограмму)

Замысловатым был дом непроверяемых гласных. Попробуй, разбери, как они пишутся, правописание большинства из них нужно запомнить или проверить по словарю.
Тут и расположился треснувший напополам особняк корней с чередованием. Роскошно жили такие орфограммы, как "Правописание о-ё после шипящих", "Н и НН в суффиксах разных частей речи".

А хуже всех жилось предлогам в их маленьких хибарках. Никто даже и не сомневался в их написании. Жили-жили предлоги К, О, В, НАД, ПОД и решили: "Почему бы нам не стать хитрее и сложнее. Давайте произведем реформу и создадим производные предлоги! Построим себе огромный дом, и не дом, а башню".

Долго трудились предлоги и так запутали свое правописание, что их башня стала занимать значительное место в стране. Взгляните на это сооружение сами.

Башня из словБашня из слов

- Чтобы продолжить дальнейшую работу, нам необходимо разделиться на пары. Перед входом вы получили жетоны. Попрошу вас сесть найдя пару по цвету.
- А в чем же заключается проблема правописания, вы узнаете, если выполните задание на карточке.

Задание: вставьте в слова пропущенную букву и запишите ее в столбик напротив слова.

Бе(з,с)чувственный    

С

 Га(л,лл)ерея

Л

Г(е,и)мнастика

И

Лес(д,т)ница

Т

Румя(нн,н)ый

Н

Предл(а,о)жение

О

Зам(и,е)реть

Е

 

Пе(р,рр)ила

Р

Р(а,о)стение

А

Бе(з,с)работный

З

По(т,д)заголовок

Д

Пос(е,и)деть от горя

Е

Ма(л,лл)яр

Л

Вороб(ъ,ь)и

Ь

Ю(н,нн)ый

Н

Р(а,о)сток

О

В(е,и)теран

Е

- Какие слова у вас получились? (ответы учащихся)
- А сейчас давайте сформулируем тему урока и запишем ее в тетрадь. (Слитное и раздельное написание производных предлогов)
- Какую цель мы ставим перед собой?

Лингвистическое исследование

- Давайте запишем с вами словосочетания и докажем, что записанные сочетания слов являются СЧ.
Выйти навстречу гостям. Выйти навстречу.

- Определите, в каком СЧ слово навстречу является наречием, а в каком предлогом.
- Как вы записали слово навстречу во втором СЧ? От слова какой части речи образован предлог? Как вы написали предлог?
- Сделайте вывод. (Предлоги, образованные от наречий, пишутся слитно!)

- Запишем предложения. Выполните синтаксический разбор первого предложения. (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено)
Насчет экскурсии в музей нужно договориться с администрацией. Деньги поступили на счет фонда "Благовест".

- Каким членом предложения является слово насчет в 1-м предложении? Почему? (не является) 
- Во 2-м предложении? Почему?
- Слитно или раздельно вы записали производный предлог?

Чтение параграфа 57 на странице 144.
- Что нового вы узнали из материала параграфа? (обратить внимание на башню)

Физминутка

Закрепление изученного

Упр. 350, стр. 145. (совещаясь с товарищем)

Работа с текстом

- Теперь вы убедились, что "Правописание предлогов" - очень сложная тема. Нелегко одолеть башню правописания предлогов.
- Но будем продолжать штурмовать эту вершину. Для этого я предлагаю вам вспомнить о другой башне – Эйфелевой, которая является визитной карточкой Парижа.

- Прочитайте текст. После знакомства с текстом каждая пара должна составить по три вопроса: один толстый и два тонких.
- Толстый вопрос предполагает полный ответ на вопрос, тонкий - либо ответ "да", либо "нет".
- Вопросы могут включать в себя не только информацию, касающуюся, непосредственно, текста, но и материал изученный на уроке.

(В)связи (с) открытием Всемирной парижской выставки инженер Александр Гюстав Эйфель придумал башню (в)виде грандиозной ажурной конструкцию (Не)взирая на возмущение некоторых деятелей культуры, он стремился продемонстрировать достижения современной науки и техники и достойно представить свою страну.

Известный писатель Мопассан высмеивал Эйфелеву башню, заявляя, что она выглядит (на)подобие "длиннющей и худющей пирамиды". Но при этом интересно отметить, что Эйфелева башня побила рекорд высоты, который (в)течени. сорока с лишним веков держала пирамида Хеопса.

Следует иметь (в)виду, что Эйфелева башня из экспоната Всемирной выставки очень быстро превратилась в уникальный научный центр, (в)виду того, что на ее вершине были установлены многочисленные исследовательские приборы и передающие устройства.

Кроме того, (в)следстви. своей необычности, башня стала одним из самых посещаемых мест. Тысячи туристов из разных стран уносят ее макеты с собой (в)виде маленьких сувениров.

- А сейчас мы устроим словесную перестрелку. Каждая пара должна другой назвать другой паре производный предлог, а другая пара сказать, как пишется этот предлог.
- Подсказка у вас есть. Первый предлог назову я. Какая пара первая ответит правильно продолжит перестрелку.

Итог урока

- А сейчас пришла пора подвести итог. Сыграем в игры "я вам, а вы мне", т.е. я задаю вам вопрос, а мы мне говорите ответ.
- Предлог – это служебная часть речи?
- Они бывают производными и непроизводными?

- Производные предлоги образуются от прилагательных, наречий и глаголов?
- Производные предлоги, образованные от наречий пишутся слитно?
- Предлоги в течение, в продолжение пишутся раздельно?

- Молодцы! Достигли ли мы поставленной цели?

Домашнее задание

§57, упр. 351 по заданию.

Рефлексия

- Теперь каждый из вас оценит собственную учебную деятельность на уроке.
- Я попрошу вас поднять смайлики, которые соответствуют данным предложениям.

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Размер:
30.12 Kb
Скачали:
13