Цель урока: научить учащихся правильно употреблять производные предлоги в текстах разных стилей речи.
Задачи:
Планируемые результаты:
Оборудование: презентация, рабочие карточки.
- В разделе "Служебные части речи" вы познакомились с производными предлогами.
Устный опрос:
- От каких частей речи образованы производные предлоги в русском языке?
- Как отличить производные предлоги от омонимичных слов других частей речи?
Распределительный словарный диктант
Несмотря на дождь, положить на счет в банке, в течении реки, навстречу друзьям, насчет меня, в следствии по делу, в течение недели, вследствие болезни, на встречу с друзьями, не смотря в таблицу. Проверка домашнего задания – повторение изученного. (правописание производных предлогов)
"Проверь себя"
Производные предлоги |
Созвучные сочетания слов |
несмотря на дождь |
положить на счёт в банке |
навстречу друзьям |
в течении реки |
насчёт меня |
в следствии по делу |
вследствие болезни |
на встречу с друзьями |
в течение недели |
не смотря в таблицу |
Работа в парах по взаимопроверке диктанта и оцениванию
- С какой целью мы познакомились с производными предлогами, научились их правильно писать? (Для использования в речи: при устном высказывании, при написании изложений, сочинений, создании разных по жанру текстов)
- Где понадобятся знания?
Проблемный вопрос
- Вы заметили, что тема "Производные предлоги" трудная. Как вы думаете, часто ли мы употребляем производные предлоги в речи? В каких стилях речи они более уместны?
- Исходя из темы "Производные предлоги в предложении и тексте", сформулируйте цель урока. (Будем учиться употреблять производные предлоги в разных предложениях и текстах)
- Будем ли повторять правописание производных предлогов? (При записи предложений повторим правописание слов разных частей речи)
- Как вы думаете, интереснее анализировать готовые тексты или создавать свои? (Можно использовать готовые тексты, но интереснее составлять свои)
"Дерево целей"
- Совместно с авторами учебника я предлагаю вашему вниманию тексты разных стилей.
- Какие задачи вы перед собой поставите?
- Проведем небольшое исследование: будем читать тексты, находить в них производные предлоги, анализировать, редактировать и делать выводы, в текстах каких стилей речи уместно использовать производные предлоги.
1 этап работы
- Предлагаю вашему вниманию текст такого жанра речи как письмо. Определите стиль. (Письмо – это разговорный стиль речи)
- Какая задача перед вами стоит?
"Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха. Вопреки моим предчувствиям мне все здесь нравится. Мы живем здесь согласно расписанию: вовремя встаем, вовремя завтракаем, обедаем и ужинаем. В течение дня мы многое успеваем: купаемся, накачиваем мышцы, читаем и т.д. По завершении дня у нас есть час свободного времени, который я посвящаю изучению книги "Азбука юного бизнесмена".
Наперекор твоему желанию (прости меня!) я сплю мало, так как очень хочется посетить все окрестности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предоставил мне путевку.
До скорой встречи по завершении моего отдыха. Крепко жму твою руку. Твой сын Коля".
- Сделайте вывод.
2 этап работы
- А теперь перенесемся в Третьяковскую галерею. Здесь находится картина известного русского художника И.И. Левитана "Весна. Большая вода".
Устное сочинение – описание картины. (1 ученик от группы)
- К какому стилю стиля речи ваши тексты?
"Высказывания по кругу"
- Поделитесь впечатлениями о прозвучавших сочинениях.
- Сделайте вывод.
3 этап работы
- Рассмотрим речевую ситуацию – директор школы в период половодья с целью безопасности жизнедеятельности учащихся издала приказ примерно такого типа: вставьте подходящие по смыслу предлоги: насчет, в течение, в связи, в целях.
Приказ № 87 от 1 марта 2014 года
... с наступившим половодьем приказываю:
1. Провести профилактические беседы с учащимися школы ... поведения у водоемов.
2.... обеспечения безопасности жизнедеятельности запретить учащимся нахождение у реки без присмотра взрослых.
3.... весеннего периода ответственность за выполнение приказа возложить на родителей и классных руководителей.
Директор: М.И. Петрова
- Определите стиль текста и выполните задание. (Официально-деловой стиль речи)
- Сделайте вывод. (употребление производных предлогов необходимо)
4 этап работы
- Редакция школьной газеты дала нашему классу задание: написать очерк на тему: "Весна в Усть-Выми".
- Каким будет текст по стилю речи? (Жанр очерка предполагает публицистический стиль речи)
- Используйте иллюстрации и опорные слова:
- Сделайте вывод. (В текстах публицистического стиля речи употребление производных предлогов уместно в меру)
- Подведем итог исследования.
- Какие наблюдения сделаны за урок? (ответы учащихся)
- Какую цель ставили?
- В каких текстах уместно употребление производных предлогов?
- Составьте синквейн по теме "Предлог"
Предлог
Производный Служебный
Отличать Писать Употреблять
Производные предлоги употребляются в текстах разных стилях речи
Часть речи