Конспект урока русского языка в 7 классе "Предлог в предложении и тексте"

Цель урока: научить учащихся правильно употреблять производные предлоги в текстах разных стилей речи.

Задачи:

  • Закрепить навыки слитного и раздельного написания производных предлогов, а также умения использовать производные предлоги в зависимости от речевой ситуации.
  • Воспитывать уважительное отношение к языку, потребность сохранять чистоту русского языка как явления национальной культуры.

Планируемые результаты:

  1. Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать производные и непроизводные предлоги, простые и составные предлоги.
  2. Применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении различных видов анализа текста и в речевой практике.
  3. Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.
  4. Владеть умениями информационной переработки прочитанного текста: использовать способы информационной переработки прочитанного или прослушанного текста, виды и приемы чтения в практике осмысления и создания собственного текста.
  5. Участвовать в диалоге на лингвистические (в рамках изученного по теме урока) темы и темы, касающиеся жизненных наблюдений (объемом не менее 5 реплик).
  6. Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Оборудование: презентация, рабочие карточки.

Ход урока

Самоопределение к деятельности

- В разделе "Служебные части речи" вы познакомились с производными предлогами.

Устный опрос:

- От каких частей речи образованы производные предлоги в русском языке?
- Как отличить производные предлоги от омонимичных слов других частей речи?

Распределительный словарный диктант

Несмотря на дождь, положить на счет в банке, в течении реки, навстречу друзьям, насчет меня, в следствии по делу, в течение недели, вследствие болезни, на встречу с друзьями, не смотря в таблицу. Проверка домашнего задания – повторение изученного. (правописание производных предлогов)

"Проверь себя"

Производные предлоги

Созвучные сочетания слов

несмотря на дождь

положить на счёт в банке

навстречу друзьям

в течении реки

насчёт меня

в следствии по делу

вследствие болезни

на встречу с друзьями

в течение недели

не смотря в таблицу

Работа в парах по взаимопроверке диктанта и оцениванию

Актуализация знаний и затруднений

- С какой целью мы познакомились с производными предлогами, научились их правильно писать? (Для использования в речи: при устном высказывании, при написании изложений, сочинений, создании разных по жанру текстов)
- Где понадобятся знания?

Постановка проблемы, определение цели урока

Проблемный вопрос

- Вы заметили, что тема "Производные предлоги" трудная. Как вы думаете, часто ли мы употребляем производные предлоги в речи? В каких стилях речи они более уместны?
- Исходя из темы "Производные предлоги в предложении и тексте", сформулируйте цель урока. (Будем учиться употреблять производные предлоги в разных предложениях и текстах)

- Будем ли повторять правописание производных предлогов? (При записи предложений повторим правописание слов разных частей речи)
- Как вы думаете, интереснее анализировать готовые тексты или создавать свои? (Можно использовать готовые тексты, но интереснее составлять свои)

"Дерево целей"

  • Разговорный.
  • Официально-деловой.
  • Публицистический.
  • Художественный.

Построение проекта выхода из затруднения

- Совместно с авторами учебника я предлагаю вашему вниманию тексты разных стилей.
- Какие задачи вы перед собой поставите?

- Проведем небольшое исследование: будем читать тексты, находить в них производные предлоги, анализировать, редактировать и делать выводы, в текстах каких стилей речи уместно использовать производные предлоги.

Работа с самопроверкой по эталону

1 этап работы

- Предлагаю вашему вниманию текст такого жанра речи как письмо. Определите стиль. (Письмо – это разговорный стиль речи)
- Какая задача перед вами стоит?

"Уважаемый папа! Благодаря тебе я попал в очень хороший лагерь отдыха. Вопреки моим предчувствиям мне все здесь нравится. Мы живем здесь согласно расписанию: вовремя встаем, вовремя завтракаем, обедаем и ужинаем. В течение дня мы многое успеваем: купаемся, накачиваем мышцы, читаем и т.д. По завершении дня у нас есть час свободного времени, который я посвящаю изучению книги "Азбука юного бизнесмена".

Наперекор твоему желанию (прости меня!) я сплю мало, так как очень хочется посетить все окрестности. Я выражаю тебе большую благодарность за то, что ты предоставил мне путевку.
До скорой встречи по завершении моего отдыха. Крепко жму твою руку. Твой сын Коля".

- Сделайте вывод.

Включение в систему знаний и повторение

2 этап работы

- А теперь перенесемся в Третьяковскую галерею. Здесь находится картина известного русского художника И.И. Левитана "Весна. Большая вода".

Устное сочинение – описание картины. (1 ученик от группы)

- К какому стилю стиля речи ваши тексты?

  • (в) течени(е,и) нескольких дней … (В течение нескольких дней вода вышла из берегов)
  • (не)смотря на пасмурный день … (Несмотря на пасмурный день все в природе светло)
  • (в)доль берегов … (Вдоль берегов тянется затопленная рощица)

"Высказывания по кругу"

- Поделитесь впечатлениями о прозвучавших сочинениях.
- Сделайте вывод.

3 этап работы

- Рассмотрим речевую ситуацию – директор школы в период половодья с целью безопасности жизнедеятельности учащихся издала приказ примерно такого типа: вставьте подходящие по смыслу предлоги: насчет, в течение, в связи, в целях.

Приказ № 87 от 1 марта 2014 года

... с наступившим половодьем приказываю:
1. Провести профилактические беседы с учащимися школы ... поведения у водоемов.
2.... обеспечения безопасности жизнедеятельности запретить учащимся нахождение у реки без присмотра взрослых.
3.... весеннего периода ответственность за выполнение приказа возложить на родителей и классных руководителей.

Директор: М.И. Петрова

- Определите стиль текста и выполните задание. (Официально-деловой стиль речи)
- Сделайте вывод. (употребление производных предлогов необходимо)

4 этап работы

- Редакция школьной газеты дала нашему классу задание: написать очерк на тему: "Весна в Усть-Выми".
- Каким будет текст по стилю речи? (Жанр очерка предполагает публицистический стиль речи)
- Используйте иллюстрации и опорные слова:

  • (В) продолжение апреля, (по)среди реки (В продолжение апреля посреди реки плыли огромные льдины)
  • (Во)круг дома, (на)встречу солнцу (Вокруг дома навстречу солнцу тянутся головки мать-и-мачехи)
  • (По)мере потепления (По мере потепления прилетают скворцы и другие пернатые)
  • Благодаря таянию снега. (Благодаря таянию снега появились первые ручьи)

- Сделайте вывод. (В текстах публицистического стиля речи употребление производных предлогов уместно в меру)

Рефлексия деятельности

- Подведем итог исследования.
- Какие наблюдения сделаны за урок? (ответы учащихся)
- Какую цель ставили?
- В каких текстах уместно употребление производных предлогов?

Составьте синквейн по теме "Предлог"

Предлог
Производный Служебный
Отличать Писать Употреблять
Производные предлоги употребляются в текстах разных стилях речи
Часть речи

Размер:
29.42 Kb
Скачали:
13