Цели урока:
- повторение изученного материала;
- знакомство с тремя основными способами описания внешности человека;
- отработка навыков описания внешности;
- работа по развитию речи учащихся (умение находить и исправлять в тексте логические и речевые ошибки).
Оборудование урока:
1. Мультимедийное оборудование (компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация урока).
2. Доска (словарная работа).
3. Реподукция картины В.А.Серова «Мика Морозов»
План урока.
1. Организационный момент, объявление темы, целей урока.
2. Повторение ранее изученного материала.
3. Работа по теме урока
а) знакомство с тремя основными способами описания внешности человека;
б) выполнение практических упражнений для закрепления материала.
Работа по развитию речи учащихся
а) словарная работа;
б) практическая работа (нахождение, исправление речевых ошибок в тексте);
в) итоговое тестирование по теме урока.
4. Подведение итогов урока, выводы, домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент (слайд №1)
О красоте человеческих лиц.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица – подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие – как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот. (Н. Заболоцкий)
(Слайд №2)
Тема нашего урока «Способы описания внешности человека», запишите её в тетрадь; мы познакомимся с основными способами описания внешности человека; будем учиться находить и исправлять в тексте логические и речевые ошибки.
1. Повторение изученных сведений по стилистике.
Назовите известные вам стили русского языка.
Приступая к работе, давайте вспомним основные типы речи русского языка (описание, повествование, рассуждение, оценка действительности).
(в тетради сделать запись: «Основные способы описания внешности»; по ходу урока делаются соответствующие записи)
2. Работа по теме урока.
Слово учителя.
Описывать внешность человека в жизни приходится довольно часто.
- Всегда ли мы одинаково описываем человека?
- От чего зависит способ описания внешности? (от ситуации)
(Слайд №3) (на экране появляется текст с подробным описанием внешности)
- Какое это описание: краткое или подробное?
Подробное описание внешности человека называется словесным портретом (делаем запись в тетрадях: 1 способ – словесный портрет).
- К какому стилю речи относится данный текст? (деловой стиль речи)
- Почему? (содержит только необходимую, но чрезвычайно важную информацию)
Очень часто словесный портрет используется в криминалистике на доске запись: криминалистика – юридическая наука о методах расследования преступлений, собирания и исследования судебных доказательств).
В работе милиции словесный портрет иногда полезнее фотографии, т.к. указываются особые приметы: акцент, особенности произношения отдельных звуков, характерные жесты, походка и многое другое.
Я предлагаю попробовать составить словесный портрет этого человека. (на выполнение задания - 5 мин., с последующей проверкой – 2 чел.)
(Слайд №4)
На экран проецируется портрет мужчины (английский ученый Эндрю Уайлз, работающий в Принстонском университете в США. В 1998 г. Получил Международную премию в размере 200 000 долл. за доказательство теоремы Ферма, которую не могли доказать в течение 350 лет.)
Помимо подробного существует ещё один способ описания внешности, внешнего вида человека. Предположим, вы должны встретиться в определённом месте с незнакомым человеком.
- Как вы узнаете друг друга?
- Обязательно ли в данной ситуации знать какого цвета у этого человека глаза и выговаривает ли он букву «р»?
- Что же важно в подобной ситуации, как вам узнать того, кого вы ждёте? (важна какая – нибудь деталь: цветок, определенный журнал или газета, деталь одежды и т.д. Моделируем подобную ситуацию, определяем необходимую деталь) – 2 уч-ся
Этих признаков достаточно, чтобы найти друг друга в толпе.
Второй способ описания внешности человека – краткое описание (записать в тетрадь)
Итак, 1 и 2 способ помогают найти конкретного человека, 1 – подробен и точен, 2 – краток. Но существует ещё один способ описания внешности, по которому найти конкретного человека среди других людей невозможно. Дело в том, что он используется для создания образов литературных персонажей.
Ещё в древнегреческом театре актёры, изображавшие злодеев, надевали рыжие парики. Рыжие волосы символизировали огонь, знойное солнце, разрушение, и зрители понимали, что ничего хорошего от такого героя ждать не следует. Читая романы 19 века, часто встречаешь героев с бледным лицом, у которых «кудри черные до плеч». Это романтики. Так описывались люди, жившие тайными страданиями и возвышенными чувствами. Ну а если в художественном тексте встречается персонаж, у которого разные глаза, причем один обязательно зеленый, вполне возможно, что он имеет отношение к нечистой силе.
Итак, третий способ описания внешности – литературный портрет (запись в тетрадь)
В литературном портрете черты внешности являются не только наружными признаками, но и служат для выражения его внутренней сущности.
Давайте попытаемся определить по деталям литературного портрета качества человека (на экране слайд 5) – работают 2-3 ученика.
- По какому описанию внешности нельзя найти конкретного человека? (на экране этот вопрос, слайд 6) – 1 уч-ся
Практическая работа
Познакомившись с тремя способами описания внешности человека, давайте перейдем к практической работе с текстом, будем учиться находить и исправлять речевые и логические ошибки.
Любой текст, предназначенный для печати, из рук автора сначала попадает к редактору (на доске – редактор – человек, который исправляет ошибки, допущенные или незамеченные автором).
Самая главная задача редактора - найти и исправить речевые ошибки, потому что из-за них текст может быть понят неправильно. (в это время на экране появляется таблица Упр. 2, слайд 2) - 2-3 уч-ся, (затем таблицу закрыть, вернуться к слайду 2, последнее задание на закрепление)
В предложенных предложениях найдите логическую ошибку, объясните в чем она заключается?- 1-2 уч-ся
Заканчивая наш сегодняшний урок, я хочу напомнить вам, что наряду с основными способами описания внешности человека существует ещё и поэтическое описание внешности. Автор посредством поэтического слова, выразительных возможностей языка удивительно красиво, изящно выделяет какую-то деталь во внешности своего лирического героя. Послушайте стих-ние Ник. Алексеев. Заболоцкого «Портрет» (на экране портрет Струйской кисти Рокотова, текст стихотворения Заболоцкого)
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Её глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Её прекрасные глаза.
- В какой строфе поэт описывает внешность лирич. героини?
- Какая деталь внешности выделена особо?
- Какие средства выразительности языка позволяют достичь этого удивительного звучания?
- А теперь я предлагаю выполнить задания итогового тестирования для закрепления материала урока. ( выполняем итоговое тестирование, слайд 4) – 5 уч-ся.
3. Подведение итогов урока, выводы (слайд 3)
Объявление оценок
Д.З. Составить: 1. подробное описание внешности кого – то из одноклассников;
2. Упр. 458.
3*.(по желанию) найти литературный портрет в тексте художественного произведения.