Программа литературного образования В.Я. Коровиной. Учебник В.Я.Коровиной
Образовательная цель: Углублять знания о классицизме и сентиментализме, дать понятия о романтизме и реализме как художественных направлениях, учить сопоставлять разные направления, выявляя своеобразие каждого, при этом обращаясь к произведениям живописи и литературы.
Воспитательная цель: Воспитывать любовь к живописи и литературе, развивать эстетические чувства.
Развивающая цель: Развивать образное мышление, память, логику, умение вести диалог, беседу, совершенствовать речевые навыки.
Оборудование: Репродукции картин, индивидуально-раздаточный материал.
Ход урока:
1. Вступление. Слово учителя: Очень часто предмет, который мы с вами изучаем, литературу, называют ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕМ. Как вы думаете, почему?
(Ответы учащихся)
Давайте посмотрим, как внутренний мир человека и представление о человеке находили отражение в живописи 18-19 веков. Поскольку нас интересует человек, личность, обратимся к портрету. Я предлагаю отправиться в картинную галерею. Сегодня я буду вашим экскурсоводом.
2. «Картинная галерея». (На доске появляется портрет Е.Р.Дашковой работы неизвестного художника). Учитель: Итак, мы входим в 1 зал. Вторая половина 18-го века. Посмотрите на портрет Екатерины Романовны Дашковой. (Краткая биографическая справка, показ книги воспоминаний Дашковой).
Беседа по содержанию картины: композиция, колорит, фон, освещение, поза портретируемой, положение рук, одежда, предметы.
3. «Картинная галерея» 2. Учитель: Перейдем в следующий зал. Он посвящен художнику Боровиковскому. ( Ученик дает краткую справку о В.Л.Боровиковском). (На доске появляется портрет М.И.Лопухиной.)
Беседа по содержанию картины: композиция, поза, фон, колорит, высветление палитры, холодные тона, единение с природой, лиризм, утонченно-эиоциональное состояние героини.
4. «Картинная галерея» 3. Учитель: Прошу вас перейти в следующий зал первой половины 19-го века. (На доске появляются 2 портрета А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского и В.А.Тропинина).
Вопросы: Кто написал эти портреты? Каким мы видим поэта? На каком портрете Пушкин старше (моложе)? Что мы узнаем о поэте?
Учитель: Портреты написаны в 1827-ом году, хотя на портрете Тропинина Пушкин выглядит старше. Но Тропинин начал свою работу даже реньше, чем Кипренский. (Краткая биографическая справка о Кипренском и Тропинине).
Все дело в разном видении одного и того же человека. Давайте попробуем разобраться, каким увидел и показал нам Пушкина Кипренский (Тролпинин).
Беседа по содержанию портретов: композиция, поза, освещение лица, рук, одежда, поворот головы, взгляд, предметы, внутренний мир героя, соотношение с внешним миром, духовная раскрепощенность.
5. Обобщение. Учитель: Давайте определим разницу между способами отображения человеческой личности с помощью терминов КЛАССИЦИЗМ, РЕАЛИЗМ, СЕНТИМЕНТАЛИЗМ, РОМАНТИЗМ.
(Ученики прикрепляют карточки с терминами под репродукциями картин).
Учитель: Все эти худ. направления в русском искусстве развивались быстро, стремительно, но всегда в рамках своего худ. пространства. Эти направления присущи всем видам искусства. Хорошо знакомый вам классицизм мы рассматривали в живописи, архитектуре, драматургии. Сентиментализм очень ярко проявил себя в портретном искусстве, а романтизм в музыке. Реалистические тенденции можно увидеть как и в живописи, так и в драматургии. Я предлагаю посмотреть, как теперь уже знакомые нам принципы худ. воплощения видения человека реализуются в литературе. Я приглашаю вас в «Литературную гостиную».
6. «Литературная гостиная».
а) Работа с ИРМ. Всем ученикам раздаются карточки, учитель объясняет задание (прочитать характеристику одного из направлений, вписать ответ). Проверка каждого из 8-ми заданий проводится коллективно с обсуждением.
б) Вопросы: Какие произведения классицизма вы знаете? Какую романтическую поэму вы изучали в 8-ом классе? Какое эпическое произведение Пушкина написано в традициях реализма?
в) «Путешествие в незнаемое». (Закрепление литературоведческих понятий и расширение читательского кругозора). Учитель читает отрывки из произведений, ученики определяют, к какому худ. направлению они относятся. 1.Повесть А.Бестужева-Марлинского «Мореход Никитин». 2. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». 3. Повесть Н.В.Гоголя «Шинель».
7. Обобщение. Учитель: Мы с вами сегодня перенеслись почти на 2 столетия назад. Перед нами худ. произведения давно ушедших эпох.
Как вы считаете, могут ли эти произведения взволновать, заинтересовать, тронуть современного читателя и зрителя?
Что дорого нам в искусстве ушедших эпох? (Человечность, гуманизм, внутренний мир человека).
Об этом стихотворение Н.Заболоцкого, поэта 20-го века. Оно посвящено портрету А.П.Струйской работы Ф.Рокотова. Вот он перед вами. (На доске появляется портрет Струйской).
Ученица выходит к доске и читает наизусть стихотворение Н.Заболоцкого «Любите живопись, поэты!»
Учитель: Как живопись, так и литература учит нас видеть «души изменчивой приметы». Впереди у нас с вами знакомство с новыми писателями, поэтами и их произведениями.
8. Итог урока.