В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» для VI класса разработана на основе авторской программы авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. – М.: Просвещение, 2009» иполностью соответствует и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.
Рабочая программа по изобразительному искусству для VI класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода. В представленной рабочей программе тематика содержания для VI класса используется без изменений по авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» для 6 класса.
Авторами ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.
Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»:
Формы проведения уроков
Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие. Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой.
Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек.
Для реализации программного содержания используются:
Требования к уровню подготовки обучающихся VI классов
Учащиеся должны знать:
- о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;— о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа
Учащиеся должны уметь:
- ;пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичны ми навыками лепки, уметь использовать коллажные техники-
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Календарно - тематическое планирование для VI класса по изобразительному искусству
№ |
Дата |
Тема урока |
Задание |
Часы |
Домашнее задание |
|
|
I четверть «Виды изобразительного искусства и основы образного языка» |
|
|
|
1. |
|
Изобразительное искусство в семье пластических искусств |
Беседа об искусстве и его видах |
1 |
Подобрать материал по данной теме |
2. |
|
Рисунок – основа изобразительного творчества |
Зарисовка с натуры отдельных растений |
1 |
Подобрать материал по данной теме |
3-4. |
|
Пятно как средство выражения |
Изображение различных отдельных осенних состояний |
2 |
Найти работы русских художников о природных явлениях |
5. |
|
Цвет. Основы цветоведения |
Фантазийное изображение сказочных царств |
1 |
Чтение сказок; подбор иллюстраций сказочных изображений царства, города, страны, планеты и др. |
6. |
|
Цвет в произведениях живописи |
Изображение осеннего букета |
1 |
Подобрать материал по данной теме |
7. |
|
Объемные изображения в скульптуре |
Объемные изображения животных в разных материалах |
1 |
Написание реферата по теме; рисунок по замыслу |
8. |
|
Основные языки изображения |
Беседа. Обобщение темы |
1 |
Написать мини-рассказ к рисунку |
|
|
II четверть «Мир наших вещей. Натюрморт» |
|
||
9. |
|
Реальность и фантазия в творчестве художника |
Беседа о средствах выразительности и правилах изображения |
1 |
Подобрать вырезки из журналов с изображением натюрмортов |
10. |
|
Изображение предметного мира – натюрморт |
Работа над натюрмортом из плоских изображений |
1 |
Подобрать материал по данной теме |
11. |
|
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира |
Конструирование из бумаги простых геометрических тел |
1 |
Подобрать материал по данной теме |
12. |
|
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива |
Изображение конструкций из нескольких геометрических тел |
1 |
Подобрать вырезки из журналов с изображением натюрмортов |
13. |
|
Освещение. Свет и тень |
Изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением |
1 |
Подобрать вырезки из журналов с изображением натюрмортов |
14. |
|
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте |
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии |
1 |
Оформить творческую работу. |
15. |
|
Выразительные возможности натюрморта |
Натюрморт-автопортрет |
1 |
|
|
|
III четверть «Вглядываясь в человека. Портрет» |
|
|
|
17. |
|
Образ человека – главная тема искусства |
Беседа об изображении человека в искусстве разных эпох |
1 |
Сбор информации по теме |
18. |
|
Конструкция головы человека и ее пропорции |
Изображение головы человека: рисунок или аппликация |
1 |
Подобрать иллюстрации с изображение головы человека |
19. |
|
Изображение головы человека в пространстве |
Объемное конструктивное изображение головы |
1 |
Подобрать иллюстрации с образом человека |
20. |
|
Графический портретный рисунок и выразительность образа человека |
Рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника |
1 |
Подобрать иллюстрации с образом человека |
21. |
|
Портрет в скульптуре |
Работа над скульптурным портретом |
1 |
Описать внешность и характер выбранного героя |
22. |
|
Сатирические образы человека |
Изображение сатирических образов литературных героев или дружеских шаржей |
1 |
Описать внешность и характер выбранного героя |
23. |
|
Образные возможности освещения в портрете |
Наброски (пятном) с натуры с изображением головы в различном освещении |
1 |
Подготовить реферат на тему: «Жизнь и творчество И. Е. Репина» |
24. |
|
Протрет в живописи |
Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников |
1 |
Оформить творческую работу |
25. |
|
Роль цвета в портрете |
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека |
1 |
Написать реферат на тему «Великие портретисты» |
26. |
|
Великие портретисты |
Обобщение темы |
1 |
|
|
|
IV четверть «Человек и пространство в изобразительном искусстве» |
|
|
|
27. |
|
Жанры в изобразительном искусстве |
Беседа о жанрах в изобразительном искусстве: портрет, натюрморт, пейзаж, тематическая композиция |
1 |
Проиллюстрировать в тетрадях жанры ИЗО |
28. |
|
Изображение пространства |
Беседа о видах перспективы в искусстве разных народов |
1 |
Сбор информации по теме |
29. |
|
Правила линейной и воздушной перспективы |
Изображение уходящей в даль аллеи |
1 |
Подобрать иллюстрации с изображением пейзажей |
30. |
|
Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства |
Работа над пейзажем на тему: Дорога в большой мир; Путь реки |
1 |
Собрать иллюстрации с изображением пейзажей |
31. |
|
Пейзаж – настроение. Природа и художник |
Создание пейзажа-настроения |
1 |
Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры |
32. |
|
Городской пейзаж |
Создание графической композиции «Наш (мой) город» |
1 |
Оформление творческих работ |
33. |
|
Выразительные возможности изобразительного искусства |
Беседа о видах изобразительного искусства, средствах выразительности |
1 |
Подготовить доклады о работах художников-пейзажистов |
34. |
|
Язык и смысл |
Обобщение материала |
1 |
|
Скачать полную версию рабочей программы по ИЗО для 6 класса вы можете по ссылке ниже