В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Изобразительное искусство» для V класса разработана на основе авторской программы авторской программы Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 класс. – М.: Просвещение, 2009» иполностью соответствует и федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004 года.
Рабочая программа по изобразительному искусству для V класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода. В представленной рабочей программе тематика содержания для V класса используется без изменений по авторской программе Неменского Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» для 6 класса.
Авторами ставится задача духовного развития личности. Программа знакомит учащихся с тремя способами художественного освоения действительности: изобразительным, декоративным и конструктивным. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве и взаимодействии искусства с жизнью.
Задачи преподавания учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- эстетически воспитывать школьников, формировать духовную культуру и потребность постоянного общения с искусством;
- формировать художественную компетентность зрителя;
- развивать способность сопереживать и нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
- формировать художественную культуры учащихся, знакомить с историей культуры.
Формы проведения уроков:
Основной формой проведения занятий является урок: урок-творчество, урок-беседа, урок-путешествие. Данная рабочая программа, основанная на авторской программе Неменского Б.М., также предусматривает чередование уроков индивидуального творчества, коллективной творческой деятельности или групповой.
Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры натюрморта, деревьев, архитектуры, фигуры человека; рисованием по памяти животных; рисованием по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематическими композициями (графическими, живописными, декоративными), плоским и объемным изображением формы предметов; художественным конструированием посуды, архитектуры, игрушек.
Для реализации программного содержания используются:
Горяева Н.А., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
Горяева Н.А. Твоя мастерская: Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 5 класса / Под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2008.
Требования к уровню подготовки обучающихся V классов:
Учащиеся должны знать:
- Истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- Особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т. п.)
Календарно - тематическое планирование для V класса по изобразительному искусству
№ п/п |
Дата урока |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
Домашнее задание |
|
|
1 четверть. Древние корни народного искусства |
|
|
1 |
|
Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы |
1 |
|
2-3 |
|
Дом-космос. Единство конструкции и декора в народном жилище. Коллективная работа «Вот моя деревня» |
2 |
|
4-5 |
|
Конструкция, декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце |
2 |
|
6-7 |
|
Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома. Коллективная работа «В русской избе» |
2 |
|
8 |
|
Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн. |
1 |
|
|
|
2 четверть. Связь времен в народном искусстве |
|
|
9 |
|
Древние образы в современных народных игрушках. |
1 |
|
10 |
|
Единство формы и декора в народных игрушках |
1 |
|
11 |
|
Искусство Хохломы. Истоки и современное развитие промысла. |
1 |
|
12 |
|
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. |
1 |
|
13 |
|
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. |
1 |
|
14 |
|
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. |
1 |
|
15 |
|
Искусство Полхово-Майдана. Истоки и современное развитие промысла. |
1 |
|
16 |
|
Роль народных художественных промыслов в современной жизни. |
1 |
|
|
|
3 четверть. Декор, человек, общество, время |
|
|
17 |
|
Одежда говорит о человеке |
1 |
|
18 |
|
Декор и положение человека в обществе |
1 |
|
19-20 |
|
Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма. |
2 |
|
21 |
|
Кукла – берегиня в русском народном костюме. |
1 |
|
22-23 |
|
Русский костюм и современная мода |
2 |
|
24 |
|
Праздничные народные гулянья, обряды |
1 |
|
25 |
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества |
1 |
|
|
|
4 четверть. Декоративное искусство в современном мире |
|
|
26 |
|
Современное выставочное искусство. |
1 |
|
27 |
|
Декоративное искусство Древнего Египта. Украшения в жизни древних обществ. |
1 |
|
28-29 |
|
Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая керамика |
2 |
|
30 |
|
Декоративное искусство Западной Европы 17 века. |
1 |
|
31 |
|
Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья и Возрождения |
1 |
|
32 |
|
О чем рассказывают гербы. |
1 |
|
33 |
|
Что такое эмблемы, зачем они нужны людям |
1 |
|
34 |
|
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. |
1 |
|