В программу вошли разделы:
- Пояснительная записка
- Требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 2 класса разработана на Школа России. Концепция и программы для нач. кл., авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы», созданной под руководством Б. М. Неменского, утверждённой МО РФ (Москва, 2008 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).
Программа составлена на основе Базисного плана по изобразительному искусству и художественному труду из расчёта 2 часов в неделю, общее количество часов в год – 68.
Программа « Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.
Основные принципы программы:
Задача всех тем курса — введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.
Для реализации программного содержания используются:
Коротеева, Е. И. Искусство и ты: учебник для 2 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
Коротеева, Е. И. Твоя мастерская: рабочая тетрадь для 2 кл. / Е. И. Коротеева; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству / под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2008.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу учебного года
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
Основные виды и жанры изобразительного искусства; начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, сочетание оттенков цвета);
Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удалённости источника освещения;
Должны знать «холодные» и «тёплые» цвета;
Начальные сведения и видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
Сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшение домов, предметов быта, вышивке;
О деятельности художника 9 что может изобразить художник (предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник – бумага, картон, холст, краски);
Особенности работы акварельными и гуашевыми красками, назначение палитры и её использование в работе.
УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
Высказать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
Стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
Правильно сидеть за партой, без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
Использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
Передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов коле позиции, отражать содержание литературного произведения;
Передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних-выше, ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.д.)
Применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
Составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
Лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
Составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Содержание курса изобразительное искусство и художественный труд
№ |
Название разделов |
Количество часов |
1 |
Чем и как работает художник |
16 |
2 |
Реальность и фантазия |
14 |
3 |
О чем говорит искусство |
22 |
4 |
Как говорит искусство |
16 |
|
Всего: |
68 |
Календарно - тематическое планирование изобразительного искусства и художественного труда
№ п/п |
Дата |
Название разделов и тем |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
|
|
1 четверть |
|
|
|
|
Раздел I. Чем и как работает художник. |
16 |
|
1 |
4.09 |
Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Волшебная палитра» |
1 |
|
2 |
5.09 |
Три основные краски, «строящие» многоцветие мира. «Цветочная палитра» |
1 |
|
3 |
11.09 |
Пять красок – все богатство цвета и тона. «Природные стихии» |
1 |
|
4 |
12.09 |
Пять красок – все богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе» |
1 |
|
5 |
18.09 |
Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. «Осенний лес» |
1 |
|
6 |
19.09 |
Выразительные возможности аппликации. «Осенний букет» |
1 |
|
7 |
25.09 |
Выразительные возможности акварели. «Осенний лес» |
1 |
|
8 |
26.09 |
Выразительные возможности аппликации. Коврик аппликаций. «Осенний листопад» |
1 |
|
9 |
2.10 |
Выразительные возможности графических материалов. «Зимний лес» |
1 |
|
10 |
3.10 |
Выразительные возможности графических материалов. «Волшебные линии» |
1 |
|
11 |
9.10 |
Выразительность материалов для работы в объеме. «Животные родного края» |
1 |
|
12 |
10.10 |
Выразительность материалов для работы в объеме. «Сказочные животные» |
1 |
|
13 |
16.10 |
Выразительные возможности бумаги. Сооружение игровой площадки из объемных форм. |
1 |
|
14 |
17.10 |
Выразительные возможности бумаги. Выполнение макета сказочного города. |
1 |
|
15 |
23.10 |
Выразительные возможности бумаги. Оригами «Необыкновенные птицы» |
1 |
|
16 |
24.10 |
Для художника любой материал может стать выразительным. «Ночной город» |
1 |
|
17 |
30.10 |
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы). «Художественная галерея» |
1 |
|
|
|
Раздел II. Реальность и фантазия |
14 |
|
18 |
9.10 |
Изображение и реальность. «Мир вокруг нас» |
1 |
|
|
|
2 четверть |
|
|
19 |
13.11 |
Изображение и фантазия. «Фантастические звери и птицы» |
1 |
|
20 |
20.11 |
Изображение и фантазия. «Сказочные звери и птицы» |
1 |
|
21 |
21.11 |
Украшение и реальность. «Бабочки и цветы.» |
1 |
|
22 |
27.11 |
Украшение и реальность. Веточки деревьев с росой и паутиной. |
1 |
|
23 |
28.11 |
Украшение и фантазия «Кружева» |
1 |
|
24 |
04.12 |
Украшение и фантазия «Закладки для книг» |
1 |
|
25-26 |
05.12- 11.12 |
Постройка и реальность. Моделирование форм подводного мира. |
2 |
|
27 |
12.12 |
Постройка и фантазия. «Фантастические здания» |
1 |
|
28 |
18.12 |
Постройка и фантазия. «Город Фантазия» |
1 |
|
29 |
19.12 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление новогодних гирлянд. |
1 |
|
30 |
25.12 |
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе. Изготовление коллективного панно «Новогодняя елка». |
1 |
|
|
|
Раздел III. О чем говорит искусство. |
22 |
|
31 |
26.12 |
Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой» |
1 |
|
32 |
15.01 |
Выражение характера изображаемых животных. «Четвероногий герой» |
1 |
|
33 |
16.01 |
Выражение характера изображаемых животных. «Мой любимец – какой он?»» |
1 |
|
|
|
3 четверть |
|
|
34 |
22.01 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Добрый сказочный герой» |
1 |
|
35 |
23.01 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Злой сказочный герой» |
1 |
|
36 |
29.01 |
Выражение характера человека в изображении; женский образ. «Добрый сказочный герой» |
1 |
|
37 |
30.01 |
Выражение характера человека в изображении; женский образ. «Злой сказочный герой» |
1 |
|
38 |
5.02 |
Выражение характера человека в изображении; мужской образ. «Веселый и грустный образы клоунов» |
1 |
|
39 |
6.02 |
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. «Добрый и сказочный герой» |
1 |
|
40 |
12.02 |
Образ человека и его характер, выраженный в объеме. «Злой сказочный герой» |
1 |
|
41 |
13.02 |
Изображение природы в разных состояниях. Море тревожное. «Сказка о рыбаке и рыбке» |
1 |
|
42 |
19.02 |
Изображение природы в разных состояниях. Море. «Сказка царе Салтане…» |
1 |
|
43 |
20.02 |
Изображение природы в разных состояниях. «С чего начинается Родина?» |
1 |
|
44 |
26.02 |
Выражение характера человека через украшение. Доспехи доброго сказочного воина. Смелый воин-защитник. |
1 |
|
45 |
27.02 |
Выражение характера человека через украшение. Доспехи злого сказочного воина. |
1 |
|
46 |
5.03 |
Выражение намерений через украшение. Аппликация «Корабли добрых мореходов» |
1 |
|
47 |
6.03 |
Выражение намерений через украшение. Коллективная работа «Город злых духов» |
1 |
|
48 |
12.03 |
Выражение намерений через украшение. «Замок снежной королевы» |
1 |
|
49 |
13.03 |
Выражение намерений через украшение. Аппликация «Корабли пиратов» |
1 |
|
50 |
19.03 |
Выражение намерений через украшение. Коллективная работа «Город добрых мастеров» |
1 |
|
51 |
20.03 |
Выражение намерений через украшение. Коллективная работа «Город злых духов» |
1 |
|
52 |
2.04 |
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. |
1 |
|
|
|
Раздел IV. Как говорит искусство |
16 |
|
53 |
3.04 |
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Огонь в ночи» |
1 |
|
|
|
4 четверть |
|
|
54 |
9.04 |
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Перо жар-птицы» |
1 |
|
55 |
10.04 |
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. «Мозаика» |
1 |
|
56 |
16.04 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Весенняя земля» |
1 |
|
57 |
17.04 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Солнечный город» |
1 |
|
58 |
23.04 |
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. «Царство Снежной Королевы» |
1 |
|
59 |
24.04 |
Линия как средство выражения: ритм линий. «Весенний пейзаж» |
1 |
|
60 |
30.04 |
Линия как средство выражения: ритм линий. «Весенние ручьи» |
1 |
|
61 |
7.05 |
Линия как средство выражения: ритм линий. «Дерево» |
1 |
|
62 |
8.05 |
Ритм пятен как средство выражения. Аппликация «Поле цветов» |
1 |
|
63 |
14.05 |
Пропорции выражают характер. Оригами «Птицы» |
1 |
|
64 |
15.05 |
Пропорции выражают характер. «Сказочные птицы» |
1 |
|
65-66 |
21.05-22.05 |
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. Коллективное панно «Весна. Шум птиц» |
2 |
|
67 |
28.05 |
Музеи искусств |
1 |
|
68 |
29.05 |
«Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. |
1 |
|