Программа разработана на основе примерной программы «Школа России» концепция и программы для начальных классов М.: «Просвещение» 2003. Автор: Неменский.
В программу вошли разделы:
«Изобразительное искусство» являются целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.
Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды:
Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусств, а по принципу вида художественной деятельности.
Программа «Изобразительное искусство» входит в учебный комплект « Школа России» и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с мировыми процессами, в основу программы положен принцип: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Тематическая целостность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребёнком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всём протяжении обучения.
Задачи художественного развития учащихся в 1 классе:
- развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
- формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание);
- формирование представлений о трёх видах художественной деятельности: изображении, украшении и постройки;
- развитие наблюдательности и творческого воображения;
- формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
- начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
- формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги.
Программа обеспечена методикой на 1 часа в неделю. Согласно нормам СанПиН 2.4.1178-02 учащимся 1 классов цифровая оценка (отметка) не выставляется.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
Знания и умения учащихся
К концу учебного года учащиеся должны знать:
-названия основных цветов (красный, жёлтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
-усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием художественных различных материалов;
-освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
- значение слов: аппликация, коллаж, изображение, форма, пятно, объём, линия, плоскость, орнамент, архитектор, конструкция.
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;
Учащиеся должны уметь:
-организовать своё рабочее место;
-передавать в рисунке и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;
-пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
-решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию изображения, украшения; художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов обработки бумаги;
-пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, заглаживать поверхность.
Личностные УУД
· самоопределение
· смыслообразование
· нравственно-этическое оценивание
Общеучебные УД
· поиск информации
· моделирование
· создание алгоритма деятельности
Логические УУД
· анализ
· синтез
Постановка и решение проблемы
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
Регулятивные УУД
- контроль
- коррекция
- оценка
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- умение точно выражать свои мысли
№ |
Тематическое планирование |
Часы 33ч |
Деятельность учащихся |
Формирование УУД |
1. |
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения. |
10 |
Конструктивная, изобразительная, декоративная |
Личностные УУД - самоопределение - смыслообразование - нравственно-этическое оценивание Общеучебные УД - поиск информации - моделирование - создание алгоритма деятельности Логические УУД - анализ - синтез Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Регулятивные УУД - контроль - коррекция - оценка Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение точно выражать свои мысли |
2. |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения. |
|
Дети продолжают развивать навыки работы гуашью, выполняют графические рисунки, учатся первичным приёмам работы с бумагой и создают коллажи.
|
Личностные УУД - самоопределение - смыслообразование - нравственно-этическое оценивание Общеучебные УД - поиск информации - моделирование - создание алгоритма деятельности Логические УУД - анализ - синтез Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
3. |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки |
|
Конструирование |
Общеучебные УД - поиск информации - моделирование - создание алгоритма деятельности Логические УУД - анализ - синтез Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Регулятивные УУД - контроль - коррекция - оценка Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение точно выражать свои мысли |
4. |
Изображение, Украшение, Постройка всегда помогают друг другу |
|
Коллективная работа |
Общеучебные УД - поиск информации - моделирование - создание алгоритма деятельности Логические УУД - анализ - синтез Постановка и решение проблемы - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера Регулятивные УУД - контроль - коррекция - оценка Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - умение точно выражать свои мысли |
Рабочая программа с календарно-тематическим планирование по ИЗО для 1 класса (УМК «Школа России», Неменский) публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже