Программа представлена на 31 листе
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса Изо
Содержание курса
Планируемые результаты освоения программы
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 класса
Материально-техническое обеспечение предмета
Календарно – тематическое планирование
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой и др.
Изучение ИЗО в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового изобразительного искусства, уважения к истории, духовным традициям России;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Цели общего изобразительного образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с изобразительной деятельностью, которые предоставляются младшему школьнику.
2. Общая характеристика учебного предмета
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность;
— конструктивная художественная деятельность.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.
Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.
Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. В первой четверти дети знакомятся с "Мастером Изображения". Во второй четверти он поможет подружиться с "Мастером Украшения", в третьей – с "Мастером Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа с взрослым искусством, с окружающей действительностью.
В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа с взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческий музей; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.
Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: гуашь, репродукция, панно.
Скачать полную версию