Цель: создание портрета человека в профиль графически;
- анализ характерных частей, пропорций, передача в рисунке разнообразных черт.
- развитие художественного вкуса учащихся и творческого воображения;
- совершенствование навыков.
Оборудование: карандаш, резинка, альбомный лист.
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов, познакомились с пропорциями лица человека и научились изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.
Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой – сосед
Обязательно картина
Называется портрет!
Как называются взаимоотношения между частями и целым? (Пропорции)
II. Сообщение нового материала
Портреты создаются и в скульптуре, и в графике, и в живописи.
Жанр портрета очень древний. Самые ранние живописные портреты были написаны на деревянных досках горячими восковыми красками в 1 веке до н. э. в Древнем Египте.
Портрет в России появился только в XVII столетии. Расцвету русского портрета. Предшествовали 8 веков древнерусской иконописи. Но если древнерусские живописцы писали лики святых по специальным правилам, то первые русские портретисты начали изображать человека “с живства”, т. е. с натуры.
Художники всегда стремятся не только к передаче внешнего сходства, но и к раскрытию внутреннего мира своего героя, его настроения.
Иногда, для передачи наиболее точной характеристики характера человека художники выбирают построение рисунка головы в профиль.
И сегодня на уроке мы научимся рисовать потрет человека в профиль.
III. Объяснение нового материала. Практическая работа.
Рисовать будем карандашом. Последовательность работы учитель ведёт на доске с опорой на таблицы (Приложение), одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).
Построим квадрат и начнём рисунок с контура головы в профиль.
Для определения положения линии глаз, разделим квадрат пополам (глаз находится посередине лица)
Величину лица делим на 7 равных частей.
Найдем линию основания носа (е), линию брови (с), линию подбородка (f). Подпишем названия.
Нарисуем 2 вспомогательные параллельные линии. Для того, чтобы нарисовать 1-ую линию нужно поставить точку (h). На нижней линии квадрата, первую половину поделим пополам и поставим точку (h). 1-ая параллельная линия проходит через точку в и h. Она нам поможет определить положение на рисунке носовых крыльев, губ и переднюю часть шеи. 2-ая параллельная линия проходит через точку 2. Это основа для задней линии шеи.
Итак, определим положение отдельных частей лица в профиль.
Линия лба от точки с к верхней точке 2 и от нее к точке 3 на затылке, данная линия очерчивает основание черепа;
Бровь расположена на уровне отрезка с, как и надбровные дуги (выпуклость черепа касается первой параллельной линии);
Нижняя часть носа располагается на уровне отрезка е, ровно между линией бровей и линией подбородка, а кончик носа либо чуть вздернут вверх, либо опущен вниз;
Рот расположен между отрезками е и f, а линия подбородка тянется до точки h;
Тонкой, чуть изогнутой линией соедините точку h и основание черепа на уровне отрезка е, изобразив линию подбородка;
Шея расположена ближе к задней части головы и наклонена вперед.
Нарисуем контур черепа, учитывая все выступы: нос, надбровные дуги, впадина подбородка.
Начинаем детальную прорисовку частей лица.
Брови расположены на линии с. Форма брови может быть разнообразной.
Глаза расположены в центральной части квадрата. Глаз напоминает форму треугольника. Рассмотрите более детально. (Приложение)
Крылья носа расположены на 1-ой параллельной линии. Прорисуйте ноздри. Выпуклость носа передается с помощью штриховки.
Губы различны по форме. Однако верхняя губа чуть шире, чем нижняя. Объем придается с помощью штриховки.
Верхний край уха находится на одном уровне с бровью по линии с, а мочка уха – на уровне основания носа по линии е, само ухо находится на вертикальной осевой линии 2-4 ближе к затылку, касается 2-ой параллельной линии.
Нарисуйте волосы.
Уберите вспомогательные линии. Придайте портрету жизненность с помощью штриховки.
В процессе создания портретов, можно обращаться к портретам, на которых изображено лицо женщины в разном возрасте (15, 25, 55, 75 лет), можно пронаблюдать какие оно претерпевает изменения.
Можно нарисовать еще один портрет без помощи учителя.
III. Итог. Домашнее задание.
Подобрать портреты написанные в профиль.