Цели:
Формирование у учащихся навыков изображения лица человека в соответствии с пропорцией.
Развитие у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать.
Материалы: альбом, простой карандаш.
Оборудование: Зрительный ряд:
Репродукции портретов художников.
Плакат: “Пропорции лица”
Образцы нарисованных лиц.
Ход урока
I. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
II. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, на прошлом уроке вы познакомились с разновидностями портретов. Сегодня вы познакомитесь с пропорциями лица человека и научитесь изображать лицо человека в соответствии с пропорцией.
II. Повторение
– А сейчас, ребята, повторим материал, с которым вы познакомились на предыдущих уроках.
Назовите жанры изобразительного искусства. (Пейзаж, натюрморт, анималистический жанр, портрет, исторический, бытовой, мифологический, батальный жанр)
Что называется портретом? (Портрет – это жанр изобразительного искусства, в котором художник изображает людей.)
Что такое автопортрет? (Изображение художником самого себя.)
Назовите виды портретов, изображенных на репродукциях.
Парадный – во весь рост, посвящен общественному деятелю, использовано величие позы и жестов, богатство одежды и интерьера, показаны заслуги человека–ордена, медали.
Камерный – противоположен парадному в нем использовано поплечное, погрудное, попоясное изображения.
Психологический – показаны черты характера человека, думающего, размышляющего и т.п.
Социальный – портреты простых людей и знати, рассказывающие о судьбе людей.
Как называются эти портреты по количеству изображаемых людей? (Индивидуальный, двойной, групповой.)
III. Объяснение нового материала. Практическая работа.
Сегодня мы поговорим о том, как рисовать голову и лицо человека.
Портрет - один из сложнейших жанров изобразительного искусства. Игорь Грабарь, известный советский художник и искусствовед, писал: "Как никогда прежде, я понял, что высшее искусство есть искусство портрета, что задача пейзажного этюда, как бы она ни была пленительна пустячная задача по сравнению со сложным комплексом человеческого облика, с его мыслями, чувствами и переживаниями, отражающимися в глазах, улыбке, наморщенном челе, движении головы, жесте руки. Насколько все это увлекательнее и бесконечно труднее!" Ни литературные произведения, ни труды историков, ни даже достоверно написанные мемуары не могут дать такого яркого представления о характере человека и даже целых эпох и народов, как правдивый портрет.
Что такое пропорции? (Пропорции — это отношение размеров предмета друг к другу. Значит, пропорции головы — это отношение друг к другу размеров частей головы человека).
Рисовать будем карандашом. Все внимательно слушают объяснение, глядя на доску. Последовательность работы учитель ведёт на доске, одновременно учащиеся работают в альбоме. Все линии намечайте едва заметно. (Еле-еле касаясь карандашом бумаги, это даст возможность в дальнейшем как можно меньше применять ластик, внося изменения и уточнения).
Для того, чтобы начать рисование головы нужно разделить лист вертикальной штрих -линией на две половины, так как лицо симметрично, то есть левая и правая его части похожи, одинаковы. Проведем две горизонтальные линии снизу и сверху овала лица. Получившееся расстояние по вертикальной линии разделим на три равные части и проведем две горизонтальные линии. Подпишем названия этих линий. (Линия подбородка, линия основания носа, линия бровей, линия роста волос.)
Нарисуем овал лица. Верхняя часть чуть шире чем нижняя. На уровне ушей небольшие впадины.
Начнем детальное рисование глаз. Проведем дополнительную штрих- линию– линию глаз. Она расположена на расстоянии равном половине одной части лица. От бока овала лица отступим немного и поставим 2 симметричные точки. Отметим произвольно ширину глаза.
Расстояние между глазами равно ширине одного глаза. Брови расположены на линии бровей. Расстояние между бровью и глазом равно высоте глаза.
Начнем детальное рисование носа. В центре лица рисуем нос. Основание носа расположено на линии основания носа. Ширина носа равна расстоянию между глазами. Выпуклость носа передается за счет наложения штрихов и теней.
Начнем детальное рисование рта. Ширина губ равна расстоянию от одного зрачка до другого.
Проведем дополнительную линию в первой части лица, делящую пополам расстояние от линии основания носа до линии подбородка. Нижняя губа расположена на этой линии.
Начнем детальное рисование ушей. Уши расположены между линией бровей и линией основания носа. Верхняя часть уха находится на уровне брови, а нижняя — на уровне кончика носа.
Начнем детальное рисование волос. Проведем дополнительную линию в третьей части лица, делящую пополам расстояние от линии бровей до линии роста волос. Волосы немного пышнее, чем овал лица, всю верхнюю часть лица занимают лоб и волосы.
Уточняем форму лица: виски вдавлены (линия бровей); косточки скул выпуклые; подбородок выдаётся вперёд.
Шея немного уже лица.
IV. Закрепление изученного
На сколько равных частей делится расстояние от линии подбородка до линии роста волос? (3)
Чему равно расстояние между глазами? (Ширине одного глаза.)
Что равно расстоянию одного зрачка до другого? (Ширина губ.)
Что расположено между линией бровей и линией основания носа? (Уши.)
Что расположено на линии, делящей пополам расстояние от подбородка до основания носа? (Нижняя губа.)
V. Итог урока
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
Подобрать портреты из журналов, газет, книг.