Конспект урока литературы 8 класс "Н.В. Гоголь "Ревизор" - как сатира на чиновничью Россию"

Цели урока:

  • расширение представлений о Н.В. Гоголе как о писателе-сатирике;
  • развитие аналитических навыков учащихся раскрыть жизненную основу комедии, понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке;
  • разбудить внимание к гоголевскому тексту;
  • развивать творческие способности учеников, формирование положительных нравственных ориентаций.

Задачи: обобщить знания учащихся о писателе и его творчестве, воспитывать уважительного отношения к творческому наследию писателя.

Оборудование: портрет Н.В. Гоголя, костюмы героев пьесы.

Ход урока

Организационный момент

- Как настроение? Давайте сохраним это настроение до конца урока и ощутим удовольствие от урока.
Запись числа, темы урока, эпиграфа.

Определение темы и целей урока

- Как вы понимаете эпиграф?
- Какое слово ключевое в эпиграфе?
- Что мы знаем о городе, который изобразил Гоголь?

- Что обозначает "Сборный", "темная"?
- исходя из эпиграфа, определим цель урока. (выявить темные стороны города)
- Какой жанр использует автор?

Актуализация знаний учащихся

- Вы составляли дома вопросы к пьесе. Я их проверила и выбрала наиболее удачные из них. (Вопросы на доске)
- В каком году состоялось представление пьесы?
- Почему в городе боялись приезда ревизора?

- Как Гоголь боролся с произволом чиновников?
- На 2 остальные вопроса вы ответите дома письменно. А помогут вам в этом сцены, которые мы сегодня покажем.

- Какие отличительные признаки имеет комедия? (афиша, акты (действия), монологи - диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествования, непосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей)

- В каком театре состоялась премьера "Ревизора"? (В Александринском, ныне Академический театр драмы имени А.С. Пушкина г. Санкт-Петербург)
- Кто смотрел комедию? (Зал был полон. В ложах и креслах партера – министры, петербургская знать. В царской ложе – Николай I с наследником. В театре много знакомых Гоголя: Жуковский, которому Гоголь читал "Р." во дворце, поэт Вяземский, даже старик Крылов пришел)

- Что сказал Николай 1 о комедии?

Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая, вероятно, подчеркнуть, что комедия безобидная, не стоит ее принимать всерьез. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы еще одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры.

Однако, оставшись наедине со свитой, царь не выдержал до конца хитро задуманной роли и сорвался: "Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!" Да. Высокопоставленные чиновники Петербурга оскорбились, увидев в пьесе "нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество", вообще на Россию.

Но более всего Гоголь был потрясен обвинением в том, что он – враг России, что тон оклеветал ее в комедии.

Представление сцен из комедии.

Составление таблицы "Чиновники уездного города"

Таблица "Чиновники уездного города"Таблица "Чиновники уездного города"

Закончить таблицу самостоятельно.

- Какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В. Гоголь?

Взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством, скотская грубость перед низшими, самоуправство, произвол, безнаказанность, мошенничество, подобострастие.

Обобщающая беседа

- Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему? (Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял)

- Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других? (Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить)

- Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения? (Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают)

- Почему Городничему до сих пор все сходило с рук? (Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст)
- Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками?
- Почему именно так ведет с ними разговор?
- Дайте характеристику Хлестакову.

- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире? (Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

Работа над эпиграфом пьесы

- Как восприняли показ пьесы зрители?
- Так к кому относятся слова в эпиграфе?

Итог урока

- Посмотрим, какие цели мы ставили перед собой?
- Достигли?
Выставление оценок.

Домашнее задание

Подготовьте письменные ответы на вопросы.

Размер:
26.01 Kb
Скачали:
13