Цель урока: развитие умений выделять частное из общего.
Задачи:
Тип урока: работа с художественным текстом.
Вид урока: практикум с использованием технологии развития критического мышления с выходом на творческую работу.
Форма урока: урок–проектирование.
Эпиграф к уроку:
«Ты был для нас источник многоводный,
И мы к тебе пришли теперь опять…» Саша Черный
- Прошу занять места согласно приглашениям на ваших столах. Приготовьте учебники, тетради, простые карандаши.
- Ребята, вы любите рисовать или чертить?
- Я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли архитектора. А кто такой архитектор?
(Архитектор - специалист, занимающийся проектированием и строением сооружений.)
- Итак, мы будем проектировать. Что это значит?
- Мы предложим скульптору, создающему памятник великому русскому писателю Н. В. Гоголю, свой проект, который будет называться «Этот удивительный и неожиданный талант - Н. В. Гоголь!»
- Напоминаю, все фрагменты памятника должны соответствовать его названию. Задача непростая, но выполнимая.
1. Уточнение условий работы.
- Первый этап вашей работы называется «Создание банка идей» Вы работаете в группах. Секретарь, выбранный вами, знаками, ключевыми словами фиксирует ваши идеи, доказывающие, в чем мастерство Гоголя..
2. Обсуждение идей в группах.
3. Создание банка идей.
- Что у вас получилось? Какие идеи вы хотите выдвинуть? (На доске выполняется запись)
Н. В. Гоголь:
4. Обсуждение идей
- Найдите и зачитайте эпизод в тексте, доказывающий, что Н. В. Гоголь - мастер пейзажа.
- При помощи каких изобразительных средств писатель достигает яркого описания зимней ночи?
- Чей портрет мы чаще других видим на страницах повести?
- Послушайте фрагмент повести, в котором воспевается красота Оксаны, докажите, что он не единственный.
- Что привело вас к мысли, что Гоголь - психолог? (Рисует характеры героев и их чувства)
- В каких ситуациях особенно ярко переданы чувства Вакулы?
- В повести в изображении событий параллельно раскрываются два плана: один бытовой, другой – фантастический. Какие события вы отнесете к бытовому миру, а какие – к фантастическому?
- Назовите традиции и обычаи славян, воссозданные в повести «Ночь перед Рождеством», утверждающие, что Гоголь - великий этнограф.
- Существует утверждение, что Гоголь, как историк, стоял на целую голову выше своих университетских коллег. Как на примере повести «Ночь перед Рождеством» мы можем убедиться в этом?
- Слово запорожцев к царице и просьба Вакулы поставлены рядом. Какого эффекта достигает Гоголь в этой сцене?
- Кого еще из героев повести автор характеризует в сатирических тонах?
- Представьте свои работы, изображающие юмористические сцены повести. Как вы думаете, смех Гоголя злой, добродушный, ехидный или добрый?
5. Воплощение идей
- Попытайтесь воплотить любую из идей на бумаге.
Представление работ. Обсуждение эпиграфа. Выставление оценок