Цель: вызвать в учениках эмоциональный отклик на литературное произведение и желание о нём высказаться.
Задачи:
1. Обобщить все знания и мысли после прочтения повести «Станционный смотритель».
2. Развить умение обосновывать своё собственное мнение, анализировать события и поступки героев, аргументировано доказывать свою точку зрения.
3. Воспитать чувство ответственности перед родителями, людьми и самими собой.
Методы: наглядный, игровой, поисковый, кейс.
Оборудование, наглядности: иллюстрации к повести.
Ход урока:
Суд людей презирать нетрудно, суд собственный презирать невозможно. А.С.Пушкин
1. Вводно-мотивационный этап.
2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос:
1) В имении с каким названием находился А.С.Пушкин осенью 1830 года в течение трёх месяцев? (имении отца Болдино)
2) Как называется цикл повестей, написанных писателем в этом имении? («Повести Белкина»)
3) Кого называют станционными смотрителями?
3. Игра «Я - кинорежиссёр»
Предлагаю ребятам представить себя в роли кинорежиссёров и поразмышлять над тем, какой способ экранизации выбрал бы каждый из них: немой, звуковой, чёрно-белый, цветной и почему? (Ребята размышляют о том, что важнее всего показать в данном фильме: историю Дуни, приключения Минского или трагическую судьбу отца – человека, стоящего на самой низкой общественной ступени).
4. Работа с таблицей.
Задаю учащимся вопрос о том, как повествователь изображает хозяина и как выглядит его жилище? Отвечая на этот вопрос, учащиеся заполняют предложенную им таблицу.
Жизнь до похищения Дуни |
Жизнь после похищения Дуни |
1. |
1. |
2. |
2. |
3. |
3. |
- Объясните, чем вызваны перемены и что в доме осталось неизменным?
- О чём писатель напоминает в тексте читателю? (Здесь присутствует художественная деталь – «Притча о блудном сыне»)
- Как вы понимаете устойчивое выражение? (При необходимости учащиеся обращаются к словарю С.И.Ожегова)
5. Анализ фрагментов повести.
Учащиеся анализируют распечатанные фрагменты повести, выделяя в них ключевые предложения в изображении дочери смотрителя до её ухода из отцовского дома и после.
6. Создание собственного высказывания через диаграмму Венна.
Учащиеся сопоставляют любовь Вырина и Минского к Дуне, заполняя диаграмму Венна.
7. Обсудим «Что важнее?»
Предлагаю учащимся обсудить, что важнее – устроить свою личную жизнь или выполнить долг перед родителями. Группа ребят, опираясь на анализ образа Дуни, обсуждают резолюцию, обосновывают свой выбор и знакомят класс с результатом, представив кейс с критериями, аргументами и доказательствами.
8. Игра «Точка зрения»
Предлагаю учащимся тему для обсуждения «О чём плакала Авдотья Самсоновна?»
(Работа построена на групповой работе оппонентов, высказывающих ту или иную точку зрения).
В ходе игры ребятам следует ответить на ряд вопросов:
1. Как жила Дуня все эти годы?
2. Вспоминала ли отца?
3. Почему не приехала раньше?
4. Почему только сейчас она вспомнила об отце?
5. Что помогло Дуне понять родительское горе?
6. Можно ли конец повести назвать оптимистичным?
9. Итоги урока. Размышления над эпиграфом.
Какую бы версию судьбы героини мы не рассматривали, всё равно перед глазами встаёт одна и та же картина – Дуня, которая в отчаянии лежит на могиле отца. Только став матерью, она смогла понять то, чего не понимала, когда уезжала с гусаром в неопределённое будущее: какое горе она причинила отцу и как велика её вина перед ним.