Занятие по методике проф. Н. Е. Щурковой (этикет)
Цели:
Оборудование: набор карточек с названиями разных предметов; карточки с надписями "Зал покупок", "Зал расчёта", "Зал размышлений"; шарф, вязаные варежки.
Ход занятия
1. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть. У нас сегодня очень много гостей. Я полагаю, нам надо поприветствовать их.
- Мы приносим извинения нашим гостям за то, что на время забудем о них и будем проводить наше занятие.
- Уважаемые гости, если у вас появится желание, вы можете присоединиться к нашей работе.
Личное приветствие детям "Вы готовы со мной поработать?"
2. Беседа по теме "Мы в мире вещей".
- Вы сегодня такие нарядные. И это очень приятно. Нас с вами окружает огромный и очень разный мир вещей. Мы существуем в этом мире. Давайте сегодня поговорим на тему "Мы в мире вещей".
- Как вы считаете, для чего человеку нужны вещи?
Выслушиваются мнения детей, делается вывод:
- Вот сколько разных точек зрения.
- Сегодня я предлагаю вам взглянуть на вещи с точки зрения истины, добра, красоты. Детям демонстрируется шарф.
- Вот, например, обыкновенный шарф.
- Как вы считаете, это дорогая или дешевая вещь?
Выслушивается несколько мнений, делается вывод:
- У вещи есть своя цена.
- Что по-вашему означает понятие "дорогая вещь"?
- Эти красивые шерстяные варежки, которые связала вам бабушка. Она вложила в них столько старания, нежности и ласки к вам.
- За сколько их можно было бы продать?
Мнения детей . . ., обобщение:
- Значит, у вещей есть еще и внутреннее, нравственное содержание. Это ценность.
- У каждого из вас в доме есть такие вещи.
- Представьте себе (но только представьте), что в доме пожар. Какую бы вещь вы стали спасать в первую очередь? Почему именно эту вещь?
- Напишите на листочке одну или две вещи.
Выслушиваются мнения нескольких детей с объяснением "Почему?", делается вывод:
- Да, действительно, у вещи есть две стороны: цена и ценность. (можно вывесить на доске соответствующие таблички)
3. "Магазин одной покупки":
- Но таких нравственно ценных вещей очень мало.
- В основном за обычными вещами мы приходим в магазин. И сегодня я предлагаю вам посетить наш "Магазин одной покупки".
Объясняются правила игры: покупатель приходит в магазин (зал покупок), выбирать можно только одну вещь, которая кажется ему по-настоящему ценной, продавец может предлагать свои вещи, покупатель вправе согласиться или нет; далее он проходит в зал размышлений, где объясняет свой выбор; после - в зал расчёта за покупку, где консультант поддерживает или не поддерживает выбор покупателя, советует, покупатель вправе изменить свой выбор; после окончательного выбора и покупки спрашивается мнение экспертов из зрителей.
До начала игры из учеников выбираются покупатель, продавец, консультант, остальные зрители могут выступать в роли экспертов; определенное место класса условно делится на Зал покупок, где лежат вещи или карточки с названием, Зал Размышлений и Зал расчёта за покупку. Игра повторяется несколько раз со сменой учеников. В конце делается вывод:
- Спасибо тем, кто играл.
- Всегда ли в жизни мы можем иметь то, что хотим? Почему?
Дети высказываются, объясняют свои ответы.
4. Рефлексия. (обобщение)
- Какие чувства возникали у вас при покупке данных вещей?
- Почему?
- Какие мысли у вас появлялись?
- Что вы хотели бы сказать ещё?
Выслушиваются все желающие ответить дети.
5. Подведение итогов:
- У вас остались на парте листочки с написанным на них названием дорогой для вас вещи.
- Теперь вы можете (по желанию) изменить, добавить или оставить все как есть. (Позже листочки собираются и обобщаются учителем).
Дети думают, размышляют, пишут.
- Какое мнение о нашем занятии у вас сложилось?
- Нужно ли оно было или нет, как вы думаете?
Выслушиваются ответы детей, объяснения.
- Я очень благодарна вам за работу со мной. Вы прекрасно сегодня потрудились.