Цель: Сформировать знания по проблеме единства декора одежды и строгой регламентации одежды людей разных сословий в обществе или предназначенной для конкретного случая;
Научить учащихся различать стили разных эпох;
Продолжить работу по формированию эстетического вкуса учащихся к выбору одежды, аксессуаров; нравственных качеств личности: чувства прекрасного, доброты, эмоциональной отзывчивости.
Оборудование: слайды костюмы людей разных сословий, профессий.
Ход урока
1. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока. Беседа по теме.
Для чего нужна одежда? (Очевидно, что одежда возникла в первую очередь для выполнения защитных функций. Постепенно одежда дифференцировалась по сезонам. Постепенно в различных климатических зонах одежда стала различной по материалу и форме.Всякая ли одежда бывает нарядной?
Какие украшения использует человек? (вышивка, ювелирные украшения, декоративные)
Зачем людям украшения? (Чтобы было уютно, комфортно, красиво, чтобы привлекало окружающих. Чтобы нравилось не только себе, но и другим)
Уже у древних народов по раскраске и татуировке тела, ожерельям, перьям в прическе можно было узнать положение человека в обществе, т.е. можно было выделить вождя, охотника.
Отличали человека головной убор и прическа. Традиционно, знать носила одежду длиннее, многослойнее, богаче, иногда нового покроя. Неограниченные возможности смены одежды, следования моде имели только представители правящих сословий. Предметы одежды в старину изготавливались сразу в расчете на определенное сословие, из разных материалов и украшений и даже в разных мастерских.
Возникновение дизайна как такового можно отнести к XIX—XX вв. Дизайн одежды — одно из направлений дизайнерской деятельности, главная цель которого заключается в том, чтобы проектировать одежду, которая бы удовлетворяла соответствующие материальные и духовные потребности человека.
Объект дизайна – это такая вещь, которая так необходима людям не только для физической потребности, но и для эстетической функции.
Дизайн, как и все люди должны идти в ногу со временем. Он должен ориентироваться на новые тенденции в материале и качестве одежды. Также соответствовать изменению образа жизни и потребностей людей, а не для того, чтобы с закрытыми глазами повторять традиционное.
Так как одежда является вещью или совокупностью вещей, то она выполняет функции вещи:
1) утилитарно-практическую, которая связанна с назначением вещи в конкретной деятельности человека;
2) адаптивную, т.е. должна сочетать в себе комфортность и практичность, экологичность и естественно красоту.
3) результативную, то есть с помощью неё можно достигать определённые человеческие цели.
4) интегративную, так как одежда является тем отражением, которое показывает, какой собственно образ жизни ведёт человек и какими принципами руководствуется.
Покупая какую-либо вещь, человек тем самым пытается не только удовлетворить свои потребности, но и для того, чтобы показать свой статус.
Но при этом, для каждого существует определённый стиль, точно также как и дизайнеры, выпускают разный стиль, и человек, зная себя, свои вкусы отдаёт предпочтение той или иной вещи.
Так что, покупая вещь, вы прежде всего выражаете в ней своё «Я».
В современной одежде, т. е. в одежде XX в., сформировались и прочно утвердились следующие стилевые направления: классический, романтический, спортивный и фольклорный. Несмотря на изменения модных тенденций, перечисленные стили присутствуют в одежде всех временных периодов нашего столетия, что дает основание называть их традиционными.
Сейчас поиграем в игру «О чем может рассказать костюм», которая поможет сориентироваться в многообразии форм костюмов, в принадлежности их тому или иному хозяину. (краткая характеристика)
Слайды:
1. Фараон. (Символ царской власти — клафт — головной убор, состоящий из большого куска полосатой (синей с золотом) ткани, с лентой и обручем. Золотая подвязанная борода — знак царского достоинства — была только у фараона.
2. Римлянин (невозможно себе представить ни одного публичного выхода римлянина без тоги)
3. Шотландец (национальной одеждой шотландцев признали юбку в клетку - так называемый килт)
4. Модной деталью женского платья в эпоху готики стал шлейф. Шлейф стал атрибутом придворного обихода, а так же высокий, конусообразный головной убор «эннен»
5. Модный стиль помпадур. Во Франции в XVIII в. законодательницей мод стала маркиза Помпадур, фаворитка Людовика XIV. Она дала миру платье с более легким силуэтом, "кораблик" в прическе, оттенок цвета между красным и розовым, ближе к красному, атлас - красивую материю, пальто из легких тканей и нарядный фартучек с кружевами.
6. Мушкетер полка Альтблау, Швеция, 1624—1650
7. Революционная мода 18 в. Знаком революции стал трехцветный красно-бело-синий бант.
3. Практическая работа.
Я предлагаю вам создать наряд для современной девушки или юноши и объяснить при сдаче работы с какой целью он был создан.
4. Итог