Занятие по методике Н.Е.Щурковой
Цели: - помочь школьнику осознать сущность этикета в реализации стремления к гармонично развитой личности;
- определить духовную ценность человеческих взаимоотношений, почувствовать границу духовного и материального;
- способствовать одухотворению личностной сущности;
- овладение культурными поведенческими формами для выражения своих отношений.
Оборудование: накрытый к чаю стол, красивая чашка, цветок (роза), карточки с названиями предметов.
Ход занятия:
1. Приветствие:
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть.
- Готовы ли вы играть со мной? Покажите мне свои открытые ладони.
2. Приглашение в гости.
- Какие духовные ценности должен знать каждый человек? (на доске запись: "Истина, Добро, Красота")
- Все вы любите праздники, особенно День рождения. И вы всегда хотите, чтобы в этот день к вам пришли гости. Но сначала их надо пригласить. Давайте посмотрим, как же это можно сделать. А символом нашего приглашения будет вот эта красивая чашка. Но помните, что приглашать надо так, надо подобрать такие слова, чтобы другой человек согласился, иначе приглашение может быть и не принято. И, конечно, не забывайте про вежливые слова.
Далее детям предлагается начальная парадигма, например: "Я хочу пригласить тебя на свой День рождения...", которую дети должны дополнить своими словами.
Обыгрывается несколько ситуаций, в каждой может участвовать произвольное количество человек (могут участвовать также и приглашенные гости):
а)"Ты приглашаешь своего друга, с которым интересно играть, разговаривать, с которым ты можешь поделиться своей бедой."
б)"Ты поссорился со своим лучшим другом, но тебе очень хочется, чтобы он пришел на твой День рождения, на твой праздник. Твои действия?"
3. Одежда для посещения гостей.
- Итак, вас пригласили на День рождения. И теперь важно не только подобрать подарок своему другу, но и продумать, как вы оденетесь, собираясь в гости.
На столе выкладывается две стопки карточек:
1-ая: джинсы, кроссовки, свитер, лосины, тапочки, кепка, футболка, спортивный костюм, шорты;
2-ая: красное платье, юбка, белая кофта, костюм, галстук, брюки, рубашка.
Дети, по очереди выбирая карточки, должны разбиться на две группы (например, справа и слева от стола с карточками):
1. Что мы можем одеть, идя в гости?
2. Во что мы оденемся, когда пойдем гулять?
После того, как дети разделились, каждый по очереди читает свою карточку и объясняет, почему он решил, что данный предмет одежды подходит для его группы. Другие дети из группы или класса могут высказывать и своё мнение, при необходимости дети могут поменять свою группу.
После этого делается вывод:
- Итак, давайте ещё раз посмотрим, что же мы оденем, собираясь пойти в гости?
4. Поздравление.
- Вас пригласили в гости, вы продумали, что оденете. А теперь давайте поговорим о том, как вы поздравите своего друга, что ему пожелаете.
Обыгрываются 3 ситуации, детям при необходимости можно предложить парадигму "Поздравляю /тебя с Днём рождения/, желаю..."
а) "Поздравляем своего друга, что мы ему пожелаем?"
б) "Что мы пожелаем взрослому человеку?"
в) "Что пожелать человеку, который не хочет с тобой играть и разговаривать?"
- А теперь давайте ещё раз подумаем, и пожелаем что-то хорошее друг другу.
Дети передают из рук в руки розу (как символ добра) и говорят свои пожелания другу другу.
5. Рефлексия.
- Итак, мы сегодня с вами поговорили о том, как можно приглашать на День рождения, как одеться, что пожелать. В следующий раз мы поговорим, как можно и нужно вести себя в гостях, как принимать гостей.
- А сейчас подумайте, вспомните и ответьте мне: Что дало вам сегодняшнее занятие? Было ли тебе интересно? Научился ли ты сегодня чему-то новому?
Дети по очереди говорят, передавая из рук в руки определенный символ (например, розу).