Тема занятия: Изменение видения мира. Эмпирическое исследование (дедуктивного вида).
Цель занятия: доказать и развить гипотезу о том, что изменение внешней позиции может приводить к изменению видения мира. Ввести термин «внешняя позиция».
Собрать информацию из различных источников, провести наблюдения, изучить одно и то же событие (явление) с разных точек зрения. Представить результаты в виде рисунков, рассказов.
Обобщение: точка зрения может изменить видение мира.
Материал: фотографии одного и того же здания, снятого с разных внешних позиций; разные предметы для их изучения с разных внешних позиций (кукла, машина, ведёрко, вазочка).
Ход занятия
1. Мотивация
На доске фотографии одного и того же здания, сфотографированного с разных позиций.
- На фотографиях изображено одно и то же здание. Почему же оно выглядит по-разному? Можно даже подумать, что здесь мы видим два разных здания.
После ответов детей делается вывод: причиной различий во внешнем облике здания в данном случае послужило изменение внешней позиции фотографа. Он перемещался в пространстве.
- Если от нашего перемещения в пространстве так изменяется то, что мы видим перед собой, то не значит ли это, что от нашей позиции или точки зрения может изменяться видение мира?
На доске: от точки зрения может изменяться видение мира.
- Согласны ли вы с этим утверждением? Что это значит? Как вы понимаете эту гипотезу?
Высказывания детей записываются на «облачках мыслей».
- Ваши высказывания показывают, что это утверждение может рассматриваться нами только как предположение, т.е. гипотеза. Наверное, надо провести не одно исследование, чтобы разобраться со всеми вашими предположениями, высказанными к обсуждаемой гипотезе. Какова будет цель нашего исследования?
2. Исследование в малых группах
Каждой группе для исследования предлагается один предмет.
Задача: рассмотреть предмет с четырёх различных сторон. Сделать зарисовки предмета в каждой из позиций.
3. Обмен информацией
Отчёт групп: демонстрация эскизов предметов с различных сторон.
4. Анализ информации
- Действительно ли ваши работы подтверждают, что от точки зрения может изменяться видение мира? Что мы здесь подразумевали под точкой зрения? А говорили ли мы о видении мира?
- Точка зрения или позиция как определённое положение в пространстве по отношению к чему-либо – это внешняя позиция.
- Есть ещё внешняя позиция, но о ней мы будем говорить на следующих занятиях.
- Все данные исследования получены в результате рассмотрения предметов с разных внешних (пространственных) позиций, т.е. относятся только к изучению точки зрения одного типа.
Кроме того, все материалы, полученные в результате исследования, показали лишь то, что точка зрения может изменять видение определённого предмета, но не мира как такового.
5. Подведение итогов
- Что же мы сегодня выяснили? От изменения внешней позиции может изменяться видение окружающих вещей)
- «Точка зрения», или «позиция», подразумевает более широкое понятие, чем то, что обсуждалось сегодня, а отсюда следует, что на занятии мы не смогли доказать гипотезу. Требуются дополнительные исследования для того, чтобы доказать или опровергнуть выдвинутую гипотезу.