Статья: Функции учителя в осуществлении речевого взаимодействия с учащимися при обучении иностранному языку

В настоящее время всё более осознаётся значение проблемы учителя и учащихся в практике преподавания иностранных языков. Установлено, что эффективность обучения зависит от профессионального умения учителя организовать иноязычное общение. Учитель должен активно переходить к «педагогике сотрудничества». С этой целью рекомендуется стиль демократический в общении, использование  игровых ситуаций, применение ролевых игр.

Результаты наблюдений и анализа уроков иностранного языка,  бесед  с родителями, анкетирование показывают, что реализация иноязычного общения в учебных условиях не всегда вызывает удовлетворение как у учителей, так и у учащихся.

Отсюда следует вывод:

- в учебных условиях учитель уделяет внимание внешней стороне создания ситуаций общения, распределению ролей среди учащихся, применению наглядности, обеспечивая взаимосогласованность общающихся, их  взаимную деятельность;

- «создавая» общение, учитель «забывает» о собственной деятельности в осуществлении общения с учащимися, ограничиваясь исправлением ошибок, формулированием заданий. Учитель не всегда готов оказать помощь ученику, если ученик не знает, что сказать по проблеме, когда обучаемый не может выразить мысль на иностранном языке.

Так как желаемые результаты обучения в данном случае не достигаются,  можно предположить, что для осуществления общения создание ситуаций общения и выполнение учителем «внешнего организатора», «контролёра» недостаточно.

Общение возникает только в том случае, когда между его участниками есть взаимодействие. Оно является центральным моментом общения, в том числе и иноязычного. Речевое взаимодействие обеспечивает обмен информацией, организацию совместных действий, позволяющих реализовать общение.

При обучении общению на иностранном языке учащиеся должны овладеть речевым взаимодействием. Учитель обязан организовать не просто общение, а речевое взаимодействие на уроке. Участниками общения и взаимодействия на уроке являются не только учащиеся между собой, но и учащиеся и учитель. Учитель имеет опыт речевого взаимодействия на иностранном языке, и он должен быть не только организатором взаимодействия, но и участником непосредственным. Таким образом, речевое взаимодействие между учителем и учащимися приобретает исключительное значение.

Речевое взаимодействие происходит при равноправных отношениях между участниками, а отношения между учителем и учащимися носят учебный характер. Проблема создания взаимодействия на уроке является сложной и многоаспектной. Необходима иная роль учителя: отказ от авторитарности, поучающе-назидательной роли в учебном процессе. Изменение роли учителя на уроке приводит к изменению его основных   функций. Конструктивная, организаторская и коммуникативно-обучающая функции наполняются новым содержанием, появляются новые профессиональные функции учителя иностранного языка.

Здесь необходимо качественное своеобразие взаимодействия: наблюдения за деятельностью учителя и учащихся по его реализации и объективные и субъективные трудности в его осуществлении в учебном процессе. Необходима организация общего предмета их взаимодействия и взаимосогласованность действий.

Предмет взаимодействия - коммуникативная проблема, предполагающая определённый вопрос. Для ответа на него требуется не только сказать свою точку зрения, но и сравнить её с позицией собеседников и осуществить поиск общей позиции.

Оптимальная группа для взаимодействия составляет 3-человек. Наибольшая плотность в группе из 3 человек, ведь лишь присутствие третьего лица повышает активность общающихся.

Для реализации взаимодействия важно предвидеть ролевые функции, связанные с групповой поддержкой: поощряющие, охраняющие, компромиссные.

При определении ролевых функций  учитываются коммуникативные роли учащихся: скептик, спорщик, молчун, проявляющиеся в реализации роли.

Ролевая функция лидера и координатора обеспечивает согласованность взаимных действий субъектов. Обычно она выполняется учителем, т.к. надо объединить учащихся с разным уровнем обученности. Учитель может быть среди учащихся, осуществляет контроль высказываний, корректирует ход взаимодействия. Он должен выделять основные идеи, высказанные учащимися, и способствовать их дальнейшему обсуждению. Распределение ролевых функций способствует развитию самостоятельности учащихся.

В зависимости от уровня обученности учеников и их личностных особенностей учитель даёт проблемы по-разному, выполняя функцию организатора смысловой стороны речевого процесса, организует мысль учащихся для проблемы обсуждения. Учитель формулирует проблему в виде вопроса, утверждения или тезисы, точки зрения по проблеме, раскрывая её содержание. Он показывает разные подходы к решению коммуникативной проблемы, даёт своеобразные ориентиры деятельности учеников: прочитайте, прослушайте, сделайте вывод. Учитель–партнёр должен заинтересовать учащихся своей точкой зрения, уметь выслушать собеседника, понять его мысль, выразить интерес к предложенному повороту обсуждения. Учитель должен владеть лингвистическими средствами для взаимосогласованности высказываний.

Успешное выполнение функций при реализации речевого взаимодействия требует от учителя не только личностных качеств:общительность, демократия доброжелательность, но и высокого уровня его профессиональной квалификации.

 

Список использованной литературы

Аппатова Р.С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению. - М. 1987 г.

Войскунский А.Е. Я говорю, мы говорим… Очерки о человеческом общении.  - М.: Знание. 1992 г

Автор: Хлустикова Елена Дмитриевна, учитель немецкого языка, МКОУ "Кукуйская ООШ №25", Тульская область, г. Ефремов
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.