Работая учителем английского языка и классным руководителем 18 лет, я прихожу к мысли, что огромную роль в процессе обучения играет мотивация учащихся.
Образно выражаясь, мотивация это тот мотор, который тащит за собой паровоз активных действий учеников на уроке и дома, ведущих к высоким результатам в обучении.
Обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в реальном общении на изучаемом языке. Меня всегда волнует вопрос - как построить урок английского языка так, чтобы каждый ученик активно овладевал знаниями, выполняя далеко не всегда развлекательные упражнения? Как дать почувствовать детям, проживающим в российской глубинке, что предмет, изучаемый ими имеет для них уже сейчас практическое применение, не говоря уже об их будущей взрослой жизни?
Сегодня, с компьютерами почти в каждой учебной аудитории, учитель располагает большей свободой в выборе аудио и видео средств, что помогает создать иллюзию англо-говорящей атмосферы на уроке. Говоря о современности, хотелось бы заглянуть во вчерашний день, когда просто прагматические материалы радовали и сейчас продолжают радовать и помогать создавать англоязычную атмосферу на уроке в различных учебных ситуациях.
Прагматические материалы подразделяются на следующие разделы:
1) Учебно-профессиональная сфера общения
1. Рекламные проспекты учебных заведений
2. Программы образования различных учебных заведений
3. Объявления по трудоустройству, найму на работу.
4. Календарь школьника, рабочие и праздничные дни.
5. Расписание уроков школьника определённого класса
6. Вырезки из газет и журналов о системе образования, школьных проблемах.
2) Социально-культурная сфера общения.
1. Репродукции художественных произведений.
2. Рекламные проспекты, справочники с иллюстрациями достопримечательностей.
3. Программы и афиши спектаклей, концертов , фестивалей
4. Приглашения на выставки, концерты.
5. Проспекты кинофильмов.
6. Программы экскурсий, туров, развлечений в дни летнего отдыха.
3) Бытовая сфера общения
1. Предметы обихода: их иллюстрации и товарные этикетки
2. Проспекты рекламы: гостиниц, кемпингов, мотелей,
парикмахерских и т.д.
3. Различного рода таблички для контакта с обслуживающим персоналом гостиниц,
4. Схемы планы всех видов транспорта.
5. Проездные билеты.
6. Счета для оплаты различного вида услуг.
7. Различные инструкции-памятки по применению приборов.
4) Торгово-коммерческая сфера общения.
1. Рекламные проспекты различных товаров.
2. Рекламная информация о пунктах обмена валюты.
3. Приглашения - рекламы в рестораны, кафе, бары.
4. Меню, сведения о доставке их на дом, указание их стоимости.
5. Рецепты приготовления различных блюд.
6. Счета за покупки, обеды.
5) Семейно-бытовая сфера общения.
1. Материалы переписки: письма, открытки.
2. Визитные карточки
6) Спортивно-оздоровительная сфера общения
1. Реклама спортивных комплексов бассейнов, стадионов
2. Афиши о массовых спортивных мероприятиях.
3. Рекламные проспекты различных лечебных мероприятий.
Функционально-целевое назначение прагматических материалов может быть различным, например:
- для приобретения страноведческих знаний,
- для организации речевого общения развития устной речи по сферам и ситуациям общения, для семантизации речевых единиц и развития смысловой и лингвистической догадки,
- для привития любознательности, познавательной активности, интереса, для социоориентации.
Прагматические материалы обеспечивают общение с «живыми» реальными предметами, стимулируют почти подлинную коммуникацию: учащиеся как бы проживают все события, играют определённые роли, решают проблемы (покупки, посещение кафе, встреча иностранных гостей и знакомство их со своей школой, родным городом, приглашение их в свой дом и знакомство их со своей семьёй, письмо другу за рубеж и т.д. и т. п.)
Я использую прагматические материалы в соответствии с их функционально-целевым назначением, строго следя за тем, чтобы не перегрузить урок чрезмерной наглядностью, а использовать их с наибольшей эффективностью для создания необходимой мотивации, помня всегда, что мотивация - это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Формирование мотивов - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.
На разных этапах обучения учащиеся должны уметь общаться в специально создаваемых ситуациях социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках заданной тематики. Создать такую ситуацию, например: поход в магазин за покупками или посещение кафе помогает наглядность. Наглядность помогает создать более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде. Всё, что учитель получает от англо-говорящих друзей по переписке: непосредственно письма, конверты с марками, открытки, газеты и журналы, фотографии Великобритании, США, Канады, Австралии он может представить на уроках. Это широко используется мною и моими коллегами на внеклассных мероприятиях, на Дне английского языка в школе.
Ежегодно, с целью мотивации учащихся, мы с коллегами проводим телемост с Канадой, поскольку дружим с одной их канадских школ. Обычно это внеклассное мероприятие в рамках Дня английского языка в школе, это встреча посредством телемоста с носителями английского языка из Канады, совершенно не говорящими по-русски.
Тематика общения разнообразная. Дети делятся впечатлениями о своей школе, праздниках и традициях, рассказывают о родном городе, России, о своей семье, друзьях и любимых животных. Широко известно, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. И в данном конкретном случае трудностей в общении бывает достаточно, но мы стараемся с ними справиться. Учащиеся понимают, что они практически могут использовать английский язык. Радость от этих встреч сохраняется надолго и является предметом вдохновения.
При таком непосредственном общении с носителями английского языка необходимость овладения грамматической стороной иноязычной речи становится актуальной как никогда. И целью освоения грамматики английского языка является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а прежде всего выработка умения передавать средствами изучаемого языка собственной мысли, передать желаемое содержание.
При помощи новых технических возможностей подобные встречи учащихся нашей школы с учениками Канады посредством телемоста стали традиционными.
Радостно видеть общение детей, их непосредственное поведение, их усилия, направленные на оформление мысли на английском языке, а не на преодоления застенчивости и психологического барьера.
Прямые контакты с носителями английского языка вызывают интерес у учащихся, способствует развитию у школьников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, а также чувств учащихся, эмоций, их готовности к общению, развитие общей культуры.
Компьютер и мультимедийные установки в классе, умение пользоваться техникой и новыми технологиями постепенно меняют и учеников, и учителя.
Сегодняшний день диктует свои правила: переписка сейчас ведётся через e-mail – электронную почту. Личные e-mail письма используются как дополнительный материал для чтения на уроках с показом фотографий на слайд-шоу.
В интернете можно получить информацию по теме урока, или по теме ученической научно-исследовательской работы, или по теме ученического проекта. Школьные компьютеры также используются для презентации ученических проектов и научно-исследовательских работ, которые учащиеся выполняют самостоятельно.
Это новый и очень интересный опыт, укрепляющий межпредметные связи, повышающий мотивацию изучения английского языка, заставляющий работать с аутентичными текстами.
Руководствуясь курсом Г.А. Русских «Современные технологии обучения», можно определить такое направление в процессе формирования опыта творческой деятельности как разработку технологии метода проектов на уроках английского языка, исходя из следующих причин:
- Учащиеся должны получить не только базовые знания по английскому языку, но и владеть языком с целью общения.
- Количество часов, определённое программой, не позволяет учащимся овладеть языком на продвинутом уровне.
- Проектная работа готовит учащихся к самостоятельной учебной деятельности вне школы.
- Технология методов проектов позволяет использовать разные методические приёмы, создаёт условия для индивидуальной работы с каждым.
Деятельность учащихся в рамках проектной работы занимает высокое место в общем списке инновационных средств. Это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст другой деятельности.
Преимущества и ценность этой формы работы:
- Возможность применения всех принципов коммуникативного общения.
- Сочетание коллективной и индивидуальной формы учебной работы.
- Развитие индивидуальности, социальных качеств учащихся в самостоятельной работе.
- Овладение методикой использования источников информации.
- Возможность прогрессировать в языке индивидуально, применить свой объём языковых знаний.
- Сильная мотивация, возможность применения своих талантов (умение оформлять, сочинять, петь).
- Ориентация на общую конкретную цель, подчинение своих интересов интересам группы, общая ответственность.
Следовательно, учащиеся вырабатывают навыки осознанного применения знаний английского языка, что поднимает качество обучения на более высокий уровень и помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке современного мира, лучше адаптироваться в жизни и быть конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения.
УМК разных авторов, представляют учебные ситуации для учащихся как заочные путешествия в разные англо-говорящие страны, или воображаемые встречи со сверстниками из этих стран, что призвано повысить мотивацию обучаемых. Когда происходят не воображаемые встречи, а реальные и письма пишутся не воображаемым персонажам, а реально существующим людям, то кривая мотиваций ползёт вверх почти вертикально, хотя к сожалению, встречи, как и письма, случаются не каждый день. Тем не менее, это помогает развивать у учащиеся познавательную активность, заставляет их реально пользоваться приобретёнными знаниями и сформированными речевыми навыками и умениями.
Деятельность «учитель - ученик» строится на принципах сотрудничества и свободы выбора. Несомненно, очень важна роль учителя, который сам реализовался как личность, отлично знающий и любящий свой предмет. Его задача – создать условия для реализации потенциальных способностей и возможностей развития учащихся, помочь ребёнку найти свой путь. Активная мотивированная деятельность обучаемых во время всего процесса обучения приведёт к желаемым результатам, в том числе и к тому, чтобы выпускник школы мог практически использовать английский язык при непосредственном общении с носителем языка (говорение, аудирование) в элементарных стандартных ситуациях повседневной жизни.
Разговор о роли мотивации мне хотелось бы завершить следующим изречением: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь!»