Статья: О роли мотивации на уроках английского языка

Работая учителем английского языка и классным руководителем 18 лет, я прихожу к мысли, что огромную роль в процессе обучения играет мотивация учащихся.

Образно выражаясь, мотивация это тот мотор, который тащит за собой паровоз активных действий учеников на уроке и дома, ведущих  к высоким результатам в обучении.

Обучение школьников иностранному языку нацелено на формирование и развитие личности, способной и желающей участвовать в  реальном общении на изучаемом языке. Меня всегда волнует вопрос - как построить урок английского языка так, чтобы каждый ученик активно овладевал  знаниями, выполняя далеко не всегда развлекательные упражнения? Как дать почувствовать детям, проживающим в российской глубинке, что предмет, изучаемый ими имеет для них уже сейчас практическое применение, не говоря уже об их будущей взрослой жизни?

Сегодня, с компьютерами почти в каждой учебной аудитории, учитель располагает большей свободой в выборе аудио и видео средств, что помогает создать иллюзию англо-говорящей атмосферы на уроке. Говоря о современности, хотелось бы заглянуть во вчерашний день, когда просто прагматические материалы радовали и сейчас продолжают радовать и помогать создавать  англоязычную атмосферу на уроке в различных учебных ситуациях. 

Прагматические материалы подразделяются на следующие разделы:

1) Учебно-профессиональная сфера общения

1. Рекламные проспекты учебных заведений

2. Программы образования различных учебных заведений

3. Объявления по трудоустройству, найму на работу.

4. Календарь школьника, рабочие и праздничные дни.

5. Расписание уроков школьника определённого класса

6. Вырезки из газет и журналов о системе образования, школьных проблемах.

2) Социально-культурная сфера общения.

1. Репродукции художественных произведений.

2. Рекламные проспекты, справочники с иллюстрациями достопримечательностей.

3. Программы и афиши спектаклей, концертов , фестивалей

4. Приглашения на выставки, концерты.

5. Проспекты кинофильмов.

6. Программы экскурсий, туров, развлечений в дни летнего отдыха.

3) Бытовая сфера общения

1. Предметы обихода: их иллюстрации и товарные этикетки

2. Проспекты рекламы: гостиниц, кемпингов, мотелей,

парикмахерских и т.д.

3. Различного рода таблички для контакта с обслуживающим персоналом гостиниц,

4. Схемы планы всех видов транспорта.

5. Проездные билеты.

6. Счета для оплаты различного вида услуг.

7. Различные инструкции-памятки по применению приборов.

4) Торгово-коммерческая сфера общения.

1. Рекламные проспекты различных товаров.

2. Рекламная информация о пунктах обмена валюты.

3. Приглашения - рекламы в рестораны, кафе,  бары.

4. Меню, сведения  о доставке их на дом, указание их стоимости.

5. Рецепты приготовления различных блюд.

6. Счета за покупки, обеды.

5) Семейно-бытовая сфера общения.

1. Материалы переписки: письма, открытки.

2. Визитные карточки

6) Спортивно-оздоровительная сфера общения

1. Реклама спортивных комплексов бассейнов, стадионов

2. Афиши о массовых спортивных мероприятиях.

3. Рекламные проспекты различных лечебных мероприятий. 

Функционально-целевое назначение прагматических материалов может быть различным, например:

- для приобретения страноведческих знаний,

- для организации речевого общения развития устной речи по сферам и ситуациям общения, для семантизации речевых единиц и развития смысловой и лингвистической догадки,

- для привития любознательности, познавательной активности, интереса, для социоориентации.

Прагматические материалы  обеспечивают общение с «живыми»  реальными предметами, стимулируют почти подлинную коммуникацию: учащиеся  как бы проживают все события, играют определённые роли, решают проблемы  (покупки, посещение кафе, встреча иностранных гостей и знакомство их со своей школой, родным городом, приглашение их в свой дом и знакомство их со своей семьёй, письмо другу за рубеж и т.д. и т. п.) 

Я использую прагматические материалы  в соответствии с их функционально-целевым назначением, строго следя за тем, чтобы не перегрузить урок чрезмерной наглядностью, а использовать их с наибольшей эффективностью  для создания необходимой  мотивации, помня всегда, что  мотивация - это, прежде всего, результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.

Формирование мотивов - это, прежде всего, создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации. Наличие элементов поисковой деятельности, познавательных мотивов и эмоциональное состояние учащихся обеспечивают им выход из учебной деятельности в самообразовательную и творческую.

На разных этапах обучения учащиеся должны уметь общаться в специально  создаваемых  ситуациях  социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной сфер общения в рамках заданной тематики.  Создать такую ситуацию, например: поход в магазин за покупками   или посещение кафе помогает наглядность. Наглядность помогает  создать  более или менее ярко выраженную иллюзию приобщения учащихся к естественной языковой среде.  Всё, что учитель получает  от англо-говорящих друзей по переписке: непосредственно письма, конверты с марками, открытки, газеты и журналы, фотографии Великобритании, США, Канады, Австралии он может представить на уроках. Это широко используется мною и моими коллегами на внеклассных мероприятиях, на Дне английского языка в школе. 

Ежегодно, с целью мотивации учащихся, мы с коллегами проводим телемост с Канадой, поскольку дружим с одной их канадских школ. Обычно это внеклассное мероприятие  в рамках Дня английского  языка в школе, это встреча посредством телемоста с носителями  английского языка из Канады, совершенно не говорящими по-русски.

Тематика общения разнообразная. Дети делятся впечатлениями о своей школе, праздниках и традициях, рассказывают о родном городе, России, о своей семье, друзьях и любимых животных. Широко известно, что наибольшие трудности при иноязычном общении человек испытывает, воспринимая речь на слух. И в данном конкретном случае  трудностей в общении бывает достаточно, но мы стараемся с ними справиться. Учащиеся понимают, что они  практически могут использовать английский язык. Радость от этих  встреч сохраняется надолго и является предметом вдохновения.

При таком  непосредственном общении с носителями английского языка необходимость овладения грамматической стороной иноязычной речи  становится актуальной как никогда. И целью освоения грамматики английского языка  является не просто овладение набором грамматических конструкций на уровне имитации, а прежде всего выработка умения передавать средствами изучаемого языка собственной мысли, передать желаемое содержание.

При помощи новых технических возможностей подобные встречи учащихся нашей школы с  учениками Канады посредством телемоста стали традиционными.

Радостно видеть общение детей, их непосредственное поведение, их усилия, направленные на оформление мысли на английском языке, а не на преодоления застенчивости  и психологического барьера.

Прямые контакты с носителями английского языка вызывают интерес у учащихся, способствует развитию у школьников общеязыковых, интеллектуальных, познавательных способностей, а также чувств учащихся, эмоций, их готовности к общению, развитие общей культуры.

Компьютер и мультимедийные установки в классе, умение пользоваться техникой и новыми технологиями постепенно меняют и учеников, и учителя. 

Сегодняшний день диктует свои правила: переписка сейчас ведётся через e-mail – электронную почту. Личные  e-mail письма используются как дополнительный материал для чтения на уроках с показом фотографий на слайд-шоу.

В интернете можно получить  информацию по теме урока, или по теме ученической научно-исследовательской работы, или по теме ученического проекта. Школьные компьютеры также используются для  презентации ученических проектов и научно-исследовательских работ, которые учащиеся выполняют самостоятельно.

Это новый и очень интересный опыт, укрепляющий межпредметные связи, повышающий мотивацию изучения английского языка, заставляющий работать с аутентичными текстами. 

Руководствуясь курсом Г.А. Русских «Современные технологии обучения», можно определить такое направление в процессе формирования опыта творческой деятельности как разработку технологии метода проектов на уроках английского языка, исходя из следующих причин:

- Учащиеся должны получить не только базовые знания по английскому языку, но и владеть языком с целью общения.

- Количество часов, определённое программой, не позволяет учащимся овладеть языком на продвинутом уровне.

- Проектная работа готовит учащихся к самостоятельной учебной деятельности вне школы.

- Технология методов проектов позволяет использовать разные методические приёмы, создаёт условия для индивидуальной работы с каждым.

Деятельность учащихся в рамках проектной работы занимает высокое место в общем списке инновационных средств. Это самостоятельно планируемая и реализуемая школьниками работа, в которой речевое общение вплетено в интеллектуально-эмоциональный контекст  другой деятельности.

Преимущества и ценность этой формы работы:

- Возможность применения всех принципов коммуникативного общения.

- Сочетание коллективной и индивидуальной формы учебной работы.

- Развитие индивидуальности, социальных качеств учащихся в самостоятельной работе.

- Овладение методикой использования источников информации.

- Возможность прогрессировать в языке индивидуально, применить свой объём языковых знаний.

- Сильная мотивация, возможность применения своих талантов (умение оформлять, сочинять, петь).

- Ориентация на общую конкретную цель, подчинение своих интересов интересам группы, общая ответственность.

Следовательно, учащиеся вырабатывают навыки осознанного применения знаний английского языка, что поднимает качество обучения на более высокий уровень и помогает учащимся ориентироваться в информационном потоке современного мира, лучше адаптироваться в жизни и быть конкурентоспособными при поступлении в высшие учебные заведения. 

УМК разных авторов, представляют учебные ситуации для учащихся как заочные путешествия в разные англо-говорящие страны, или воображаемые встречи со сверстниками из этих стран, что призвано повысить мотивацию обучаемых. Когда происходят не воображаемые встречи, а реальные и письма пишутся не воображаемым персонажам, а реально существующим людям, то кривая мотиваций ползёт вверх почти вертикально, хотя к сожалению, встречи, как и письма, случаются не каждый день. Тем не менее, это помогает развивать у учащиеся  познавательную активность, заставляет их реально пользоваться приобретёнными знаниями  и сформированными речевыми навыками и умениями.

Деятельность «учитель - ученик» строится на принципах сотрудничества и свободы выбора. Несомненно, очень важна роль учителя, который сам реализовался как личность, отлично знающий и любящий свой предмет. Его задача – создать условия для реализации потенциальных способностей и возможностей развития учащихся, помочь ребёнку найти свой путь. Активная мотивированная деятельность обучаемых во время всего процесса обучения приведёт к желаемым результатам, в том числе и к тому, чтобы выпускник школы мог практически использовать английский язык при непосредственном общении с носителем языка (говорение, аудирование) в элементарных стандартных ситуациях  повседневной жизни.

Разговор о роли мотивации мне хотелось бы завершить следующим изречением: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь!»

Автор: Линькова Наталия Анатольевна, МБОУ «СОШ №33», учитель английского языка, Красноярский край, г. Норильск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.