Цели урока:
Задачи:
Оборудование: компьютер, портрет Е. Пугачева, тексты повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Указ Пугачева от 31 юиля 1774 года"
Звучит тревожная музыка, сценка. (зачитываем Манифест Пугачева от 31 июля 1774 года)
Учитель: Это был манифест Пугачева, согласно которому крестьяне освобождались от крепостной зависимости…
- Начали мы сегодня урок именно с кульминации, в жизни крестьян 18 века и виновника сего указа.
- Спасибо ребята присаживайтесь.
- Почему мы начали не последовательно? Нам нужно понять кто такой Пугачев? И почему в истории ему отведено особое место?
- Почему он издает Манифест называя себя царем? (т.к. это именно к этому шел Пугачев, защищал народ… Именно поэтому хотел стать царем свергнуть Екатерину II)
- К чему шел и что из этого получилось мы сегодня попытаемся разобраться.
- Для этого мы вспомним кем считали Пугачева, что оставили нам историки и великий А.С. Пушкин.
- Тема урока нашего урока: Пугачев - историческая личность и литературный персонаж, так кто он, жестокий злодей или незаурядная личность?
Слайды "Мнение историков. Слушаем "Кто есть Пугачев?"
Горячева: Это мнение историков, сегодня мы постараемся составить свой портрет Пугачева.
- Кто и откуда Пугачев? (презентация, историческая справка)
Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак, грамоте обучен не был. В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. "За отличную проворность" он взят полковником в ординарцы.
1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего (младший казачий офицерский чин) за храбрость. 1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи. Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани.
Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога. После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.
В этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с "мужицким царем".
Горячева: Итак,какие черты личности мы выделим, на основании наблюдений и указа? Как выглядит его историческое лицо?
Волкова: Пугачев - необычный человек, неординарная личность. А как к нему относился народ, ради счастья которого а почему народ слагал о нем песни?
- Какие эпитеты в народных песнях характеризуют отношение народа к Пугачеву? О чем они свидетельствуют?
Ученики: "Добрый молодец", "Красно солнышко", "народный заступник", "буйная головушка". Эти слова показывают, что народ симпатизирует Пугачеву, сочувствует ему.
Результаты работы над мини проектом "Пугачев в народных песнях" должен прийти к выводу, что он боролся против крепостного гнета и произвола.
Горячева: Чтобы понять, почему Пугачев поднял страну на войну, давайте вспомним, что представляла собой эпоха так называемого золотого века Екатерины II, время блестящих побед русской армии, расцвета культуры и укрепления абсолютизма.
- Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и одновременно с этими эпохальными изменениями все более остро вставал крестьянский вопрос, связанный крепостным правом.
- Как решался крестьянский вопрос во второй половине 18 в.? (Слушаем презентацию и заполняем таблицу)
Сообщение ученика: Вторая половина 18 в.- это время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых трагических страниц в истории России является гражданская война 1773-1775 гг.
Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением. Недовольство народа – главная причина восстания.
В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы всe десять", - отмечал историк М.Я. Эйдельман.
Горячева: Чем были возмущены крестьяне?
Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.
Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.
Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.
К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.
Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.
Горячева: Вывод - Пугачев и есть тот человек, который поднял народ на войну против системы, и чтобы достичь цели он объявляет себя царем Петром III. Он обратился к яицким казакам, раскрыт тайну своего имени (Петр III) и те поверили в избранность Пугачева. То есть самый важный крестьянский вопрос был не решен Екатериной II. Поэтому за дело взялся Пугачев.
Ученики: Он появился в нужное время в стране, он издает Манифест, освобождающий крестьян от крепостной зависимости…
Волкова: Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II; другие – умного, проницательного человек. (портрет Е. Пугачева и Екатерины II)
Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая Пугачевское восстание в повести "Капитанская дочка", пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из "бурана" истории (указать на эпиграф гл.), из этой "мглы", среди которой "дороги нет". И в этом нам помогут знания и по истории, и по литературе.
- Итак, мы увидели, что Пугачев близок к народу. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после изучения произведения?
Волкова: Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева?
- Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?
- Каким приемом пользуется Пушкин для изображения милосердия Пугачева? (Художественным вымыслом)
- Какие сцены, по-вашему, вымышлены?
- Чем закончилось восстание?
- Как это показывает Пушкин?
"…мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками. Состояние края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный" (хр. гл. 13, с. 111).
Волкова: Сопоставив исторические документы с повестью А.С. Пушкина "Капитанская дочка" мы выяснили, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым, наглядным.
- Иногда это благородный человек, иногда жестокий, иногда авантюрист. В повести раскрывается душа русского народа, заблудившегося в "буране" истории и ответившего на зло - злом, на казни – убийствами, на насилие помещиков – насилием, на обнищание – грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда "дороги нет, и мгла кругом".
- История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом говорили многие русские писатели, произведения которых мы будем изучать в дальнейшем.
Домашнее задание
Конспект интегрированного урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы может по ссылке ниже