Интегрированный урок литературы и истории в 8 классе "Пугачев - историческая личность и литературный персонаж"

Цели урока:

  • научить различать исторический источник и авторские тексты, определить отношение к Пугачеву как к исторической личности и художественному образу через восприятие образа Пугачева;
  • прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка";
  • дать оценку Пугачевскому восстанию.

Задачи:

  • формировать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением, развивать логическое мышление;
  • прививать интерес к изучению истории и литературы.

Оборудование: компьютер, портрет Е. Пугачева, тексты повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка", "Указ Пугачева от 31 юиля 1774 года"

Ход урока

Звучит тревожная музыка, сценка. (зачитываем Манифест Пугачева от 31 июля 1774 года)
Учитель: Это был манифест Пугачева, согласно которому крестьяне освобождались от крепостной зависимости…
- Начали мы сегодня урок именно с кульминации, в жизни крестьян 18 века и виновника сего указа.

- Спасибо ребята присаживайтесь.
- Почему мы начали не последовательно? Нам нужно понять кто такой Пугачев? И почему в истории ему отведено особое место?
- Почему он издает Манифест называя себя царем? (т.к. это именно к этому шел Пугачев, защищал народ… Именно поэтому хотел стать царем свергнуть Екатерину II)

- К чему шел и что из этого получилось мы сегодня попытаемся разобраться.
- Для этого мы вспомним кем считали Пугачева, что оставили нам историки и великий А.С. Пушкин.
- Тема урока нашего урока: Пугачев - историческая личность и литературный персонаж, так кто он, жестокий злодей или незаурядная личность?

Слайды "Мнение историков. Слушаем "Кто есть Пугачев?"
Горячева: Это мнение историков, сегодня мы постараемся составить свой портрет Пугачева.
- Кто и откуда Пугачев? (презентация, историческая справка)

Пугачев Емельян Иванович родился в 1740 или 1742 году в донской станице Зимовеевской. По происхождению казак, грамоте обучен не был. В семнадцатилетнем возрасте Пугачев участвует в Семилетней войне. "За отличную проворность" он взят полковником в ординарцы.

1768 – 1770 годы – Пугачев участвует в русско-турецкой войне. Заслуживает звание хорунжего (младший казачий офицерский чин) за храбрость. 1771 год – Пугачев дезертирует из армии после того, как ему отказано в увольнении по причине болезни. Его трижды арестовывают, и трижды он бежит из-под стражи. Конец 1772 года – Пугачев пробирается на Яик, к казакам. Здесь он пытается подбить людей на восстание, но его снова арестовывают и доставляют в тюрьму Казани.

Он обвиняется в государственной измене. Приговор утверждает сама Екатерина II – пожизненные каторжные работы. Исполнение приговора назначено на 1 июня 1773 года, но за три дня до этого Пугачев в шестой раз совершает удачный побег из острога. После побега Пугачев скрывается в Яицких степях, где встречается с участниками неудачного крестьянского восстания 1772 года.

В этом же году Пугачев на казачьем Кругу объявляет себя Петром III и предлагает свою политическую программу: построение казацко-крестьянского государства во главе с "мужицким царем".

Горячева: Итак,какие черты личности мы выделим, на основании наблюдений и указа? Как выглядит его историческое лицо?
Волкова: Пугачев - необычный человек, неординарная личность. А как к нему относился народ, ради счастья которого а почему народ слагал о нем песни?
- Какие эпитеты в народных песнях характеризуют отношение народа к Пугачеву? О чем они свидетельствуют?

Ученики: "Добрый молодец", "Красно солнышко", "народный заступник", "буйная головушка". Эти слова показывают, что народ симпатизирует Пугачеву, сочувствует ему.
Результаты работы над мини проектом "Пугачев в народных песнях" должен прийти к выводу, что он боролся против крепостного гнета и произвола.

Горячева: Чтобы понять, почему Пугачев поднял страну на войну, давайте вспомним, что представляла собой эпоха так называемого золотого века Екатерины II, время блестящих побед русской армии, расцвета культуры и укрепления абсолютизма.
- Россия делала значительные шаги в своем общественном и экономическом развитии, и одновременно с этими эпохальными изменениями все более остро вставал крестьянский вопрос, связанный крепостным правом.

- Как решался крестьянский вопрос во второй половине 18 в.? (Слушаем презентацию и заполняем таблицу)
Сообщение ученика: Вторая половина 18 в.- это время усиления крепостного гнета и активного роста народных движений. Одной из самых трагических страниц в истории России является гражданская война 1773-1775 гг.

Крестьянская война под предводительством Пугачева – одна из самых масштабных гражданских войн в России. В этом восстании участвовали тысячи людей, причем ряды Пугачева росли очень быстро и постоянно пополнялись. Предводитель появился как раз в нужное время, многие тогда были не довольны текущим положением. Недовольство народа – главная причина восстания.

В России с крестьян драли три шкуры, но если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев – содрали бы всe десять", - отмечал историк М.Я. Эйдельман.
Горячева: Чем были возмущены крестьяне?

Крестьяне были возмущены своим бесправным положением. Их могли продавать, проигрывать в карты, отдавать без их согласия для работы на завод и т.п. Ситуация усугубилась тем, что в 1767 году Екатерина II издала указ, запрещающий крестьянам жаловаться в суд или императрице на помещиков.

Присоединенные национальности (чуваши, башкиры, удмурты, татары, калмыки, казахи) были недовольны притеснением их веры, изъятием их земель и строительством на их территориях военных сооружений.

Казакам тоже не нравилось, что ущемляют их свободу, ограничивают их права. Государство также установило монополию на соль, что подорвало экономику казаков. Дело в том, что казаки в основном жили за счет продажи рыбы и икры, а соль играла важную роль в увеличении их срока годности.

К причинам восстания также можно отнести всевозможные слухи, которые ходили в народе. Поговаривали, что император Петр III выжил, что планируется в скором времени освобождение крепостных и дарование им земель. Эти не подтвержденные ничем слова держали крестьян в напряжении, которое было готово вылиться в восстание.

Также говоря о причинах восстания, нельзя не сказать о самом предводителе. Ведь в те времена появлялось много самозванцев, и только Пугачев смог собрать вокруг себя тысячи людей. Все это благодаря его уму и личности.

Горячева: Вывод - Пугачев и есть тот человек, который поднял народ на войну против системы, и чтобы достичь цели он объявляет себя царем Петром III. Он обратился к яицким казакам, раскрыт тайну своего имени (Петр III) и те поверили в избранность Пугачева. То есть самый важный крестьянский вопрос был не решен Екатериной II. Поэтому за дело взялся Пугачев.

Ученики: Он появился в нужное время в стране, он издает Манифест, освобождающий крестьян от крепостной зависимости…
Волкова: Взгляд на предводителя крестьянского восстания противоречив: одни видели в нем смельчака, бросившего вызов Екатерине II; другие – умного, проницательного человек. (портрет Е. Пугачева и Екатерины II)

Портреты Емельяна Пугачева и Екатерины IIПортреты Емельяна Пугачева и Екатерины II

Посмотрим на Пугачева глазами Пушкина, который, изображая Пугачевское восстание в повести "Капитанская дочка", пытался не только понять и объяснить мотивы его поступков, но и указать путь, по которому надо идти, чтобы выбраться из "бурана" истории (указать на эпиграф гл.), из этой "мглы", среди которой "дороги нет". И в этом нам помогут знания и по истории, и по литературе.

- Итак, мы увидели, что Пугачев близок к народу. Как можно одним словом охарактеризовать Пугачева после изучения произведения?
Волкова: Однозначен ли взгляд Пушкина на Пугачева?
- Отступил ли Пушкин, изображая Пугачева, от исторической правды?

- Каким приемом пользуется Пушкин для изображения милосердия Пугачева? (Художественным вымыслом)
- Какие сцены, по-вашему, вымышлены?
- Чем закончилось восстание?
- Как это показывает Пушкин?

"…мы проходили через селения, разоренные бунтовщиками. Состояние края было ужасно. Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный" (хр. гл. 13, с. 111).

Этап обобщения и систематизации знаний

Волкова: Сопоставив исторические документы с повестью А.С. Пушкина "Капитанская дочка" мы выяснили, что Пушкин не только не отступил от исторической правды, но, пользуясь художественным вымыслом, сделал образ Пугачева живым, наглядным.

- Иногда это благородный человек, иногда жестокий, иногда авантюрист. В повести раскрывается душа русского народа, заблудившегося в "буране" истории и ответившего на зло - злом, на казни – убийствами, на насилие помещиков – насилием, на обнищание – грабежом. Эта душа взбунтовавшегося народа страшна, как буран, когда "дороги нет, и мгла кругом".

- История, основываясь на фактах уже свершившихся, позволяет нам делать выводы, извлекать уроки. А литература указывает путь, по которому надо идти. Это путь милосердия, любви к человеку. Об этом говорили многие русские писатели, произведения которых мы будем изучать в дальнейшем.

Домашнее задание

  1. В чем привлекательность образа Е. Пугачева?
  2. Объясните смысл эпиграфа? (Ответить письменно на вопрос по выбору)
  3. Нарисовать обложку к повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

Конспект интегрированного урока по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" публикуется в сокращении. Скачать полную версию работы вы может по ссылке ниже

Размер:
33.3 Kb
Скачали:
13