Методеятельность учащихся при изучении повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

Методы и приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Статья освещает опыт метапредметного подхода к тексту при изучении повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Приведены фрагменты учебных заданий, выполнение которых способствует, в том числе, усвоению норм международного гуманитарного права.

Получение учащимися правового образования – необходимое условие их личностного развития. Кроме того, это социальный заказ, от выполнения которого зависит совершенствование правовой подготовки в условиях постоянно изменяющейся социально-политической реальности.

Современной школе необходимо определить и обосновать роль и место правовой подготовки в содержании образования, обеспечить ее теоретико-методологическое обоснование, разработать соответствующее методическое обеспечение.

Решению данных образовательных задач способствует образовательная программа "Распространение знаний о международном гуманитарном праве в общеобразовательных учреждениях РФ", разработанная Департаментом образовательных программ Московской делегации (Представительства) Международного Комитета Красного Креста совместно с Министерством образования РФ и Российским Красным Крестом.

Ознакомление учащихся с основополагающими принципами и нормами международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов, призвано способствовать формированию у школьников уважения к праву вообще и данной отрасли права в частности, создать условия для того, чтобы современные ценности мирового сообщества стали неотъемлемой частью их представлений и поведенческих установок.

Данная программа действует с 1994 года. Так, по литературе для 5-8 класса разработан учебно-методический комплекс "Вокруг тебя – Мир…", который можно было бы активно использовать на уроках развития речи, внеклассного чтения и во внеурочной деятельности. Его содержание соотнесено с программой по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой и имеет ярко выраженную гуманитарную направленность.

Изучение правовых понятий и норм содействует выработке правильных представлений о требованиях государственных и производственных законов и ответственности за их нарушение, созданию четких нравственно-правовых ориентиров, формированию гражданских позиций будущих специалистов в борьбе с нарушениями норм морали и права, оказанию им помощи в выборе способа поведения в сложных жизненных ситуациях.

Использовать подходы и принципы данного УМК целесообразно, в том числе и на уроках литературы. Мною же разработаны методические рекомендации, которые эффективно "работают" при изучении повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Приведу фрагменты уроков.

Задание 1

Цель: Подготовка учащихся к восприятию главы 7 повести "Капитанская дочка": пробуждение интереса к произведению и эпиграфу как одному из его компонентов, осмысление авторской позиции на основе понимания роли эпиграфа в данном контексте; 2)формирование ценностных ориентиров, присущих гуманному человеку.

Методы и приемы: беседа с элементами рассказа; диалог; содержательные вопросы, подводящие учащихся к поиску ответа с опорой на текст и самостоятельным выводам, вытекающим из собственной интерпретации текста; поисково-словарная работа.

Формулировка задания: Эпиграфы – знаки авторского "присутствия" в тексте повести. Попробуем определить смысл эпиграфа к главе "Приступ" - авторского образа – конспекта главы и смысловую нагрузку элемента причитания в песне в частности. Предположите на основании эпиграфа, о чем пойдет речь в главе "Приступ".

Перед чтением главы "Приступ" ученик, подготовивший данное задание, знакомит ребят с примечанием издателя: " Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф". Затем он может процитировать слова В.Б. Шкловского, который назвал эпиграфы "Капитанской дочки" " смысловым ключом произведения, дающим представление об авторском отношении к теме, которое он хочет передать читателям".

Голова моя, головушка, Голова послуживая! и т. д. Эпиграф взят из песни о казни стрелецкого атамана: "Голова ль ты моя, головушка, /Голова ты моя послуживая" ("Новое и полное собрание российских песен", ч. 2. М., 1780, № 130).

После четвертой строки песни Пушкин пропустил следующие две строчки: Со добра коня не слезаючи, Из стремян ног не вынимающи.
"Эти две строки не приведены Пушкиным потому, что они говорили о службе, не похожей на службу капитана Миронова – пехотинца". (В.Б.Шкловский)
Данное замечание может быть использовано учителем для постановки проблемного вопроса урока: "Действительно ли эти строчки из песни не соотносятся со службой капитана Миронова"?

Здесь учитель может включить детей в беседу о проблеме ответственности героя за исход конфликта, описанного Пушкиным в повести и задать вопросы:
- Мог ли гарнизон, вверенный капитану Миронову, противостоять войску Пугачева?
- Понимал ли это Пугачев?

Заметим также, что автор поднимает в этой главе проблему мести: "Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили его к виселице. На ее перекладине очутился верхом изувеченный башкирец, которого допрашивали накануне".

- Почему же башкирец, притом "изувеченный", оказался так ловко на той перекладине, на которой "выслужила головушка" капитана Миронова "петельку шелковую"? (Демонстрация вопроса возможна на слайде)
- Обратимся за ответом к предыдущей главе.

Задание 2

Цель: Осмысление роли исторического фона в произведении; постановка и разрешение проблемы негуманного отношения к пленному человеку с позиции норм современного Международного гуманитарного права.

Методы и приемы: проблемная ситуация, обеспечивающая развитие диалогического мышления; постановка задачи в форме вопросов и гипотез.

Формулировка задания: прочитайте фрагмент главы 6 "Пугачевщина" о захвате пленного башкирца и ответьте на вопрос, связан ли этот эпизод с эпизодом захвата Белогорской крепости Пугачевым в главе 7 "Приступ"? Если да, то как?

Случайно ли, что эти описания соседствуют рядом? Прокомментируйте отношение гарнизона к пленному башкирцу и попробуйте сделать вывод о нарушении прав пленного человека с точки зрения основ современного Международного гуманитарного права. (Данное комментирование может быть сделано после показа презентации "Конвенция об обращении с военнопленными", выполненной заранее группой учащихся)

Комментарованное чтение фрагмента текста: Учащиеся зачитывают вслух фрагмент главы 6 со слов "Новое обстоятельство усилило беспокойства коменданта …" до слов "…Василиса Егоровна, дай мне ключ от амбара. Иван Игнатьич, приведи-ка башкирца да прикажи Юлаю принести сюда плетей…". Здесь учитель прерывает чтение вопросами:

- Как, по-вашему, будут развиваться события дальше? Будут ли казаки при допросе башкирца придерживаться "правил человеколюбия" (термин А.С. Пушкина)?
- Слушаем версии учащихся.
- Продолжение чтения фрагмента до слов "…Юлай, отведи башкирца в анбар. А мы, господа, кой о чем еще потолкуем".

- Возвращаемся к обсуждению вопросов общего задания.
При ответах ребят учитель просит обратить внимание на то, что "героя", по выражению Пушкина, "надо судить по законам его времени", и в связи с этим просит прокомментировать размышление Петра Гринева о пытке: "В наше же время никто не сомневался в необходимости пытки, ни судьи, ни подсудимые".

- А в наше время? Здесь может быть озвучено задание, заранее подготовленное учащимися: - Привести примеры из международной "практики" антигуманного обращения с пленными. При этом учитель может заранее обсудить этот материал с теми, кто осуществлял его подбор.

Задание 3

Цель: Определение авторской позиции в тексте; 2) обсуждение проблемы последствий вооруженного конфликта для человека.

Методы и приемы: Использование документов для комментирования фрагментов из художественного произведения; эвристическая беседа; анализ текста.

Формулировка задания: В главе 7 "Приступ" несколько раз упоминается Юлай, один из героев романа "Капитанская дочка" (о нем шла речь в главе 6). Найдите фрагменты, связанные с именем этого персонажа и ответьте на вопрос, как прослеживается в них авторская позиция? Как Пушкин показывает жестокость казаков, воюющих по разные стороны Белогорской крепости, по отношению к Юлаю?

Комментарий: (Данный комментарий можно подготовить и провести в разной форме): 
1) заранее подготовленные учащиеся могут создать презентацию;
2) сделать распечатку нужного для комменария фрагмента книги.

Известно, что Пушкин в период замысла и написания "Капитанской дочки" желал своими глазами увидеть места, где разворачивались эти грозные события. Надо было услышать людей, которые принимали в них участие, и записать их рассказы.

Маршрут вывел автора в оренбургские степи. В дальнейшем в "Истории Пугачева" он отразил официальную дворянско-помещичью точку зрения на события во время пугачевской войны. Особенно резко эта точка зрения как раз и проявлялась в оценке того, что происходило в Бердской слободе (прототип Белогорской крепости – Ф.О.Ю.) …Пушкин не скрывает жестокости крестьянской войны. Но жестокость была обоюдной. В "Оренбургских записках", сделанных тогда же со слов "старухи в Берде", есть такое свидетельство: "когда под Татищевой разбили Пугачева и его казаки (многие были ранены) бросились спасаться, то "гусары галиценские и Хорвата так и ржут по улицам, да мясничают их" .

Пушкин подчеркивает эту фразу. Она запала ему в память своей страшной правдой. Два глагола, употребленные рассказчицей, - ржут да мясничают – до жути реально передавали характер безжалостной расправы правительственных гусар с разбитым и рассеянным противником. Передавали накал той давней гражданской войны.

- Сопоставьте фрагменты двух текстов и ответьте на вопросы:
Как, по-вашему, чем объясняются те или иные поступки всех участников конфликтов? Чьи права нарушались в этом конфликте?

Полную версию материала вы можете скачать по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: литература, 8 класс