Концепт "Дуэль" в повести И.С. Тургенева "Лишний человек"

Концепт – такое мыслительное образование, которое существует в сознании человека наряду с предметно – чувственным образом, конкретным предметом мысли и понятием.

Так, Воркачев С.Г. среди характеристик концепта отмечает "переживаемость" (концепты должны эмоционально переживаться);

семиотическую плотность – "представленность в плане выражения целым рядом языковых синонимов (слов и словосочетаний, тематических рядов и полей, пословиц, поговорок);

ориентированность на план выражения – "включенность имени концепта в ассоциативные парадигматические и синтагматические связи.

Исследуя научную литературу по данному вопросу, мы пришли к выводу, что следует различать структуру концепта и его содержание. Исследователи: Попова З.Д. и Стернин И.А. отмечают, что "Содержание концепта образовано когнитивными признаками, отражающими отдельные признаки концептуализированного предмета или явления и описывается как совокупность этих признаков. Содержание концепта внутренне упорядочено по полевому принципу – ядро, ближняя, дальняя и крайняя периферия".

Чтобы исследовать данный концепт в повести обратимся для начала к определению Ю.М. Лотмана: дуэль – это поединок, происходящий по определенным правилам парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением.

Анализируя повесть Тургенева, определяем функцию концепта "Дуэль" – кульминационная, разрешения конфликта.

В данном произведении репрезентацию концепта "Дуэль" можно условно разделить на два полюса (точнее на 2 героя, с помощью которых и происходит репрезентация):

Чулкатурин

Князь Бизьмёнков

гордостью

дерзость

равнодушным

драться со мной

стиснув зубы

принужден вызвать вас

волнения

прислать к вам завтра своего секунданта

лишиться жизни

наблюдал

постараться убить

усмехнулся

разумеется, хотел убить его

пошатнулся

не из мести

спокойно

ко всем чертям

с улыбкой

прицелился

поединок кончен

выстрелил

выстрелил на воздух

бросился

 

На обыденном уровне концепт "Дуэль" представляет собой ритуал, помогающий защитить честь и достоинство, в данном произведении репрезентируется лексемами: драка, убийство, вызов. Приведенные лексемы соответствуют данному выше определению Лотмана о значении дуэль.

На образном уровне концепт "Дуэль" в данном произведении представляет собой: лишение жизни, месть, дерзость (исходя из ассоциативных полей, представленных главными героями в повествовании). 

Иллюстрация к произведениюИллюстрация к произведению

Оценочно-смысловой уровень концепта выражен в основном с помощью оценочно-эмоционального состояния главного героя Чулкатурина (его мысли, эмоциональное состояние во время вызова на дуэль и непосредственно в ходе дуэли). Такие лексемы и устойчивые словосочетания как: стиснув зубы, волнения, ко всем чертям, бледным, подавленным, бросился от испуга и т.д. Все перечисленные словосочетания и лексемы, говорят о негативном эмоциональном состоянии героя.

Таким образом, концепт "Дуэль", репрезентируемый главным героем имеет исключительно негативный оттенок, не имеющий ничего общего с данным выше определением ("защита чести и достоинства").

Анализируя ассоциативное поле концепта "Дуэль" второстепенного героя повести – Князе Бизменкове, выявляются абсолютно противоположные лексемы и словосочетания: извольте драться, принужден вызвать вас, наблюдал, усмехнулся, с улыбкой. Здесь мы видим другой оценочно-смысловой уровень, а именно – равнодушие, смешанное с некоей издевкой над главным героем, однако есть и пересечение с данным выше определением (здесь герой, все же связывает концепт "Дуэль" с защитой своей чести).

Таким образом, в повести И.С. Тургенева "Дневник лишнего человека" концепт "Дуэль" является многоуровневым и сложным, так как включает в себя большой ассоциативный ряд и репрезентирующие его лексемы и словосочетания (среди которых есть и устойчивые: ко всем чертям, втоптал в грязь, стиснув зубы). Дальнейшее изучение данного концепта откроет новые перспективы в изучении художественных произведений.

Размер:
14.57 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: конспект урока, литература