Цели урока:
Оборудование: компьютер, колонки, мультимедиа-проектор, экран, презентация, раздаточный материал, аудиофайл "Калмыцкая сказка", видеоряд из художественного фильма "Русский бунт".
Тип занятия: урок комплексного применения знаний.
Педагогические технологии: технология РКМЧП, технология проблемного диалога, ИКТ, метод проектов
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Орг. момент
- Мы продолжаем работу по произведению А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Сегодня, ребята, у нас урок литературы, связанный с историей, поэтому хочется, чтобы все мы прислушались к словам автора "Капитанской дочки" (на доску прикрепляется табличка со словами А.С. Пушкина):
"Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие".
- Что значит проявить малодушие, т.е. не проявить какие качества?
Словарная работа
Ученики соединяют значение и слово (2 мин.)
Честь - достойные уважения и гордости моральные качества.
Бесчестие - отсутствие моральные качества.
Милость - доброе отношение.
Добро - все хорошее, полезное.
Благородство - высокая нравственность, самоотверженность, честность.
- Тема нашего сегодняшнего урока будет связана с трагическими страницами и образами нашей истории, которые нашли отражение в повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и которые, я надеюсь, помогут вам в жизни пойти по единственно верному пути.
- Поставьте себе оценку за этот этап урока "Словарная работа" в технологической карте урока. Оценивая себя на каждом этапе, в конце урока получим среднюю оценку за урок.
Мотивация и целеполагание. Определение темы урока. Работа в паре
- Итак, ребята, кто же станет главным героем нашего урока?! Обратимся к технологической карте урока, выполним 2 задание.
Прием "Мозговой штурм"
- Перед вами высказывания критика-литературоведа С. Петрова: "Пушкин изображает…как талантливого, смелого руководителя крестьянского восстания; подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, гуманность, связь с народом" и польского историка В. Броневского: "…изверг, вне законов рожденный…"
- О ком идет речь?
- Найдите и отметьте знаком "+" положительные черты, знаком "-" отрицательные черты у этого героя?
- Как называютлюдей, у которых много противоречий?
- Определим цель урока: проанализировать образ Пугачева в повести "Капитанская дочка", учиться поступать честно. Составляем совместно план урока.
Работа по теме урока
Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оценить литературного героя, который имеет в качестве прототипа известную историческую личность. Роман Пушкина "Капитанская дочка" зовет нас в далекий 18 век, который вошел в историю как век войн, дворцовых переворотов и усиления крепостничества.
В 1762 году произошел еще один переворот: был свергнут с престола, а затем тайно убит император Петр III. На трон взошла его жена - Екатерина II.
Подробнее об этом времени, о причинах крестьянского бунта нам расскажут ребята из группы "историки". А мы будем в ходе рассказа составлять кластер (схему) "Противоречивый образ Пугачева", чтобы видеть наглядно черты личности Пугачева.
Литературоведы отмечает, что Пугачев предстает перед читателем в различных образах. Давайте рассмотрим их подробнее, слушая представителей 2 группы "Пушкинисты", которые нам напомнят все эпизоды повести, связанные с Пугачевым.
1. Глава 2 "Вожатый"
Выразительное чтение портрета со слов "Наружность его показалась мне замечательна.." Вспомним, как поступает Гринев, когда дарит заячий тулуп бродяге? Проанализируем поступки героев.
2. Глава 6. Само название главы "Пугачевщина" несет на себе большую смысловую нагрузку.
Попробуем подобрать примеры слов с тем же суффиксом -щин: военщина, боярщина, разинщина. Они обозначают общественные явления под стать стихийным. Им невозможно сопротивляться, они, как вулканическая лава, как океанская волна, неотвратимо надвигаясь, накрывают вас с головой. Военной вылазки, набега Пугачева можно избежать, пугачевщины - нет. Значит, пугачевщина - страшное стихийное явление, а Пугачев - злодей.
Просмотр видеофрагмента "Пугачев в Белогорской крепости".
- Как характеризует данный фрагмент Пугачева?
3. В главе 7 Приступ Пугачев предстает перед нами в роли военачальника. Он нарисован в гуще вооруженной толпы, его портрет дан как обобщенный образ предводителя. Выразительное чтение эпизода со слов: "Между ними на белом коне ехал человек в красном кафтане…"
4. Глава 8 "Незваный гость"
Название главы Указывает нам на Гринева, который на пирушке Пугачева действительно был незваным гостем. В главе дается портрет Пугачева, каким видит его Гринев. Выразительное чтение со слов: "Черты лица его, правильные и довольно приятные".
Речь Гринева поразила Пугачева своей искренностью. Он поступает как благородный человек и отпускает Гринева.
Демонстрируется кластер (или вывешивается на доске)
- Таким увидел Емельяна Пугачева А.С. Пушкин.
- Закрепление. Рассуждение по теме: "Почему Пугачев - противоречивая личность?"
Итоги урока
Домашнее задание: составить устное рассуждение по теме Почему Пугачев противоречивая личность?" (на "5" - не менее 10 предложений "4" - не менее 8, "3" - не менее 6 предложений)