Само понятие "самозванства" означает "присвоение имени, звание и других элементов с целью обмана". На рубеже XVI-XVII веков, то есть в эпоху Смутного времени в России появилось неимоверное количество самозванцев.
С чем это связано и как это отразилось в дальнейшем развитии истории, стоит и разобраться.
Смутное время была весьма тяжелым и трагическим моментом в истории России. Эпоха безвластия, закрепощения крестьян, неурожая, голода - все это порождало недовольство властью.
Самозванство Лжедмитрия I стало неким фактором борьбы с центральной властью. Ведь пришел "настоящий" царь, который и должен быть у власти. После смерти Бориса Годунова его династия была приговорена. Лжедмитрий въехал в Москву в качестве официального полноправного самодержца. Некоторые верили в истинность его происхождения, некоторые просто хотели сместить Годуновых при помощи самозванца.
Однако новый царь не нравился ни простому населению, ни знатным боярам, так как не соответствовал представлениям о русском царе. Поэтому правление его было весьма коротким. Появление второго Лжедмитрия также связано с неудовольствием по отношению к существующей власти. Не нравится царь - найдется другой. Легкий способ убрать неугодного царя и приставить нового. Самозванство как способ борьбы за власть.
Уже после Смутного времени самозванство также очень часто использовалось в целях установить свою власть. Например, восстание Степана Разина либо Емельяна Пугачева.
Всегда фигура самозванца становится "ядром" для борьбы с существующей властью и порядком. Народ всегда шел за этими личностями, чтобы восстановить права "законного" царя, но при этом народ никак не стремился ограничить самодержавие, хотя именно ограничение самодержавия могло бы дать необходимые улучшения в жизни населения.
Тут и кроется загадка того, почему именно самозванство царей было столь популярно в России. Царь олицетворял саму Россию, считался защитником народа, православной веры. И если идет что-то не так, значит царь самозванец, потому что истинный царь не может творить зло своему народу. Поэтому надо найти "настоящего" царя, который и защитит веру и народ православный.
Типология самозванства
Историки, изучающие феномен самозванства, выявили целую типологию.
Выделяют три типа:
При всем при этом эти типы могут синтезироваться, так как самозванец, помимо всего прочего, всегда преследует свои корыстные цели: будь то власть, деньги либо слава. Поэтому такая типология больше является условностью.
Существуют также и другие классификации, например, деление самозванства на два вида - это либо лицо, нарушающее закон; либо это лицо, являющееся народным заступником. Есть деление самозванцев на светских и религиозных, в зависимости от сферы их деятель Такое многообразие типологий и классификаций свидетельствует о том, что данная сфера вызывает живой интерес у историков и специалистов.