Феномен самозванства в истории российской государственности

Само понятие "самозванства" означает "присвоение имени, звание и других элементов с целью обмана". На рубеже XVI-XVII веков, то есть в эпоху Смутного времени в России появилось неимоверное количество самозванцев.

С чем это связано и как это отразилось в дальнейшем развитии истории, стоит и разобраться.

Смутное время была весьма тяжелым и трагическим моментом в истории России. Эпоха безвластия, закрепощения крестьян, неурожая, голода - все это порождало недовольство властью.

Самозванство Лжедмитрия I стало неким фактором борьбы с центральной властью. Ведь пришел "настоящий" царь, который и должен быть у власти. После смерти Бориса Годунова его династия была приговорена. Лжедмитрий въехал в Москву в качестве официального полноправного самодержца. Некоторые верили в истинность его происхождения, некоторые просто хотели сместить Годуновых при помощи самозванца.

Лжедмитрий IЛжедмитрий I

Однако новый царь не нравился ни простому населению, ни знатным боярам, так как не соответствовал представлениям о русском царе. Поэтому правление его было весьма коротким. Появление второго Лжедмитрия также связано с неудовольствием по отношению к существующей власти. Не нравится царь - найдется другой. Легкий способ убрать неугодного царя и приставить нового. Самозванство как способ борьбы за власть.

Уже после Смутного времени самозванство также очень часто использовалось в целях установить свою власть. Например, восстание Степана Разина либо Емельяна Пугачева.

Степан Разин и Емельян Пугачев (слева на право)Степан Разин и Емельян Пугачев (слева на право)

Всегда фигура самозванца становится "ядром" для борьбы с существующей властью и порядком. Народ всегда шел за этими личностями, чтобы восстановить права "законного" царя, но при этом народ никак не стремился ограничить самодержавие, хотя именно ограничение самодержавия могло бы дать необходимые улучшения в жизни населения.

Тут и кроется загадка того, почему именно самозванство царей было столь популярно в России. Царь олицетворял саму Россию, считался защитником народа, православной веры. И если идет что-то не так, значит царь самозванец, потому что истинный царь не может творить зло своему народу. Поэтому надо найти "настоящего" царя, который и защитит веру и народ православный.

Типология самозванства

Историки, изучающие феномен самозванства, выявили целую типологию.

Выделяют три типа:

  1. Самозванец-защитник - действует на благо народа; движим не личными, а общественными целями; борец за справедливость и всеобщее равенство и счастье. Здесь хорошим примером может быть Емельян Пугачев.
  2. Самозванец-мошенник - лицо, которое действует в своих личных корыстных целях. Называет себя чужим именем лишь для того, чтобы претворить свои помыслы в жизни.
  3. Самозванец-марионетка - это лицо, которое выступает по воле других заинтересованных лиц. В этом случае самозванство является лишь прикрытием действий этих самых заинтересованных личностей. В данном контексте можно упомянуть как раз Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

При всем при этом эти типы могут синтезироваться, так как самозванец, помимо всего прочего, всегда преследует свои корыстные цели: будь то власть, деньги либо слава. Поэтому такая типология больше является условностью.

Существуют также и другие классификации, например, деление самозванства на два вида - это либо лицо, нарушающее закон; либо это лицо, являющееся народным заступником. Есть деление самозванцев на светских и религиозных, в зависимости от сферы их деятель Такое многообразие типологий и классификаций свидетельствует о том, что данная сфера вызывает живой интерес у историков и специалистов.

Размер:
14.87 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: история