Родная страна становится еще более близкой и родной, когда знаешь её историю» М.И. Калинин
Цель урока:
- Углубить понимание учащимися классовой опоры абсолютизма в России;
- Способствовать проявлению активности каждого учащегося;
- Содействовать воспитанию патриотических чувств школьников на основе фактов внутренней политики этого периода.
Ожидаемые учебные результаты
Учащиеся должны:
- Знать внутреннюю политику преемников Петра I. Перемены в системе центрального и местного управления
- Правильно объяснять и употреблять термины и определения данной темы;
- Соотносить события и даты;
- Уметь работать с картой и картосхемой.
Основные используемые понятия:
Эпоха дворцовых переворотов, гвардия, фаворит, регент, кондиции, работные люди, отходники, «прелестные грамоты», налог на карие и серые глаза.
Основные виды деятельности на занятии:
- Игра;
- Беседа;
- Работа с учебным текстом;
- Работа по карточкам;
- Работа по рабочим тетрадям.
Оборудование:
- Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. Конец XVI - XVIII век»
- Карточки с заданиями;
- Рабочая тетрадь с заданиями;
- Список понятий.
Тип урока:
комбинированный
Форма урока:
Урок-беседа и работа с раздаточным материалом.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово. Мотивация.
Учитель говорит о значение данной темы в курсе истории России XVIII века. После смерти Петра I наступил период частой смены монархов. Но дворцовые перевороты не затрагивали основ государственного, не покушались на господствующее положение дворянства. Исход их решался реальной вооруженной силой – гвардией. Знакомство с основными вопросами урока, и формой проведения.
3. Организация учебной деятельности.
«Своя игра»
ПОНЯТИЯ |
10 |
15 |
20 |
25 |
ДАТЫ |
10 |
15 |
20 |
25 |
СОБЫТИЯ |
10 |
15 |
20 |
25 |
ИМЯ |
10 |
15 |
20 |
25 |
ПОНЯТИЯ
10. Кондиции - условия.
15. Ассамблея – собрание – бал с участием женщин в домах российской знати .
20. Отходники – крестьяне, вынужденные уходить на заработки из родных мест как на мануфактуры, так и на сельскохозяйственные работы.
25. Приписные крестьяне – дворцовые крестьяне, которые вместо уплаты подати должны были работать на казенных или частных заводах, т.е. были прикреплены (приписаны) к ним.
ДАТЫ
10. 1703 – начало издания первой печатной газеты «Ведомости».
15. 1714 – открытие Кунсткамеры.
20. 1724 – указ об учреждении Академии наук.
25. 1725 – 1727 – правление императрицы Екатерины I.
СОБЫТИЯ
10.
И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине…
Князь молча слушал разговоры,
Насупясь , на коне сидел;
Сегодня он спасал не город,
Не вотчину, не свой удел.
Сегодня силой всенародной
Он пути ливонцам закрывал.
И тот, кто рисковал сегодня,
Тот всею Русью рисковал.
О каком событии пишет К.Симонов?
15.
Есть под Москвой большое поле…
И там схватились испалины,
И воздух рделся и горел.
Кто вам опишет эту сечу,
Тот гром орудий, стон долин?
Со всей Европой эту встречу
Мог русский выдержать один.
О каком поле идет речь в стихотворении Ф. Глинки?
20.
Стоял такой великий
Стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в богрец окрашен Дон
До самого низовья…
А князя Дмитрия Донским
С тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним
До наших дней живет.
Какому событию, посвящено стихотворение Кончаловской?
25.
Москва – река, тебе хвала!
В веках ты видела немало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном – тын, за домом – дом
Росло на берегом твоем
Начало будущей столицы.
А каком событии идет речь?
ИМЯ
10. Став императором в двухмесячном возрасте и «процарствовав» год, всю оставшуюся жизнь находился в заключении и погиб в 23 года при попытке освобождения из самой неприступной российской тюрьмы.
15. Дочь великого Петра, рожденная вне брака, свергла с престола младенца – императора, приходившегося ей внучатым племянником, и правила страной 20 лет.
20. При жизни названный Великим, прорубивший России «окно в Европу», он не успел оставить завещания и назвать наследника, чем положил начало длительной борьбе за власть.
25. Прибалтийская крестьянка - католичка, жена шведского драгуна, вторая жена Петра Великого и первая женщина на российском престоле.
4. Изучение нового материала:
Слово учителя:
За смертью Петра Великого последовала целая полоса мероприятий , отменивших учрежденный им порядок управления страной.
ВОПРОСЫ СРАВНЕНИЯ |
ПОЛИТИКА ПЕТРА I |
ПОЛИТИКА ЕГО ПРИЕМНИКОВ |
политика в области госус государственного управления
местное управлении
политика в области мануфактурного производства
политика в отношении крестьян
политика в отношении дворянства |
1711- Правительствующий сенат-высший правительственный орган
1718-1720 вел коллегии 11
тайная полиция, Преображенский приказ приказ, а затем Тайная канцелярия
1708 – страна разделена на восемь губерний. Губернии были поделены на уезды, а позднее - на провинции. В 1719 г. в стране было 50 провинций во во главе с воеводами
В городах правили бурмистры, а Бурмистрская палата в Москве. Управление ими осуществлял созданный 1720 г. в Петербурге Главный магистрат
Прикрепление крепостных к мануфактуре.
Начался процесс закрепощения крестьян
1714 г. Указ о единонаследии, согласно которому поместья дворян приравнивались к боярским вотчинам. Этот документ был направлен на стирание грани между родовой и «новой» (дворянской) знатью. 1722 г. царь принял Табель о рангах служба делилась на гражданскую и военную. Было определено 14 классов (рангов). Всякий получивший чин 8 ранга становился потомственным дворянином.
|
1726 г. Екатерина I создала Верховный тайный совет. Сенат стал не «правительствующим», а всего лишь «высоким». В 1730г. Анна Иоанновна создала Кабинет министров, состоящий из 3-х человек, назначаемых императрицей. Елизавета Петровна упразднила Кабинет министров и восстановила полномочия Правительствующего сената.
В 1727 г. петровская система местного управления была ликвидирована. города управлялись теперь не магистратами, а воеводами. Власть последних стала не ограниченной.
Указ Анны Иоанновны от 1736 г. официально закрепил за мануфактурой крестьян работающих на ней, а также их семьи. Государство поручило помещикам сбор подушной подати с крестьян. Это означало что помещики могли теперь применять к ним любые карательные меры. В 1731г. крестьяне были лишены права брать откупы и подряды. В 1734г. им было запрещено заводить суконные фабрики. 1736 г. помещики получили право самим определять меру наказания крестьян за побег.
В 1747 г. они получили право продавать крестьян в рекруты. В 1760 г право ссылать крестьян в Сибирь
Екатерина I вознаградила дворян не только денежными пожалованиями, но и землями с крепостными крестьянами. Помещики получили право продавать продукцию своих хозяйств. Анна отблагодарила дворян. Срок обязательной дворянской службы был ограничен 25 годами, а один из сыновей дворянина мог вообще остаться при поместье. Был отменен указ Петра I о о единонаследии. При Елизавете Петровне дворянство было освобождено от наказаний розгами. 1762 г. «Манифест о вольности дворянской», согласно которому дворяне были освобождены от обязательной службе государству. |
5. Подведение итогов.
- Понравилась ли вам такая форма проведения занятий?
- Что понравилось и что не понравилось на уроке?
- После подведении итогов учитель еще раз оценивает работу каждого из учеников.
6. Домашнее задание.
Опережающее задание. Сопоставить внешнюю политику Петра с политикой его приемников