Конспект урока истории 7 класс по теме «Понятие «Смутное время»

Цели урока:

1. Обучающая: закрепление знаний путем формирования центрального понятия урока «Смутное время».
2. Развивающая: развивать умение систематизировать имеющуюся информацию, делать выводы, строить развернутый ответ на вопрос.
3. Воспитательная: воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания.

Оборудование: учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI – XVIII век»; историческая карта «Смутное время в России XVII век», раздаточный материал.

Ход урока

1. Формулировка темы и учебных задач урока.
2. Выявление признаков понятия «Смутное время».
3. Формулировка понятия.
4. Закрепление материала с помощью кроссворда.

Здравствуйте, ребята. Скажите, пожалуйста, какое историческое событие мы начали изучать на прошлом уроке?
Верно, это событие называется «Смутное время». Когда оно началось, в связи с чем? Можете ли вы объяснить, почему данный период времени так назван, в чем его главная особенность? Итак, тема нашего урока – «Отличительные особенности Смутного времени», а задача – на основе выявленных особенностей сформулировать определение Смуты.

Давайте разберемся, что же именно подразумевается под этим понятием. Напомните, пожалуйста, кто взошел на престол после смерти последнего законного правителя из династии Рюриковичей? А кто правил после него? Имели ли они права на царский трон?

Давайте запишем имена правителей, царствовавших после смерти царя Федора:
1. Борис Годунов.
2. Лжедмитрий I.
3. Василий Шуйский.
4. 7 бояр.

Таким образом, нам становится ясен первый признак изучаемого нами периода – безвластие, или бесцарствие.
Какие еще отличительные признаки Смутного времени мы знаем?
Кем были Лжедмитрий I, Лжедмитрий II? Верно. И они являлись не единственными самозванцами того времени. Например, в Пскове в тот же период объявился некий Сидорка, называвший себя «царем Димитрием».

Итак, второй отличительный признак Смутного времени – самозванство.
Скажите, какая опасность грозила нашему государству, кроме внутренней? В чем заключалась эта внешняя опасность? На титул российского правителя претендовали шведский принц и польский король. Что случилось бы, если бы один из них захватил власть а нашем государстве? Верно, наша территория была бы захвачена, внутренняя и внешняя политика были бы подчинены интересам другого государства.

Такое явление называется интервенция, которая и является третьим признаком Смутного времени.
Запишем понятие интервенция: вмешательство в дела другого государства, попытки захватить его территорию и власть.
Обратимся к самому происхождению слова «смута». Словарь Ожегова определяет его как «раздоры, ссоры, беспорядок, мятеж». Словарь Ефремова как «смятение, тревогу, расстройство, кризис».

Итак, основываясь на тех знаниях о Смутном времени, которые у вас уже есть, и принимая во внимание выделенные нами отличительные признаки, сформулируйте, пожалуйста, самостоятельно определение Смутного времени:
Глубокий кризис Русского государства, выразившийся в наступлении безвластия вследствие пресечения законной царской династии, и последующие за этим периоды самозванства и иностранной интервенции.

Молодцы, определение сформулировано правильно.
А теперь проверим, как вы усвоили центральное понятие сегодняшнего урока. Разгадайте кроссворд. Все вопросы даны по вертикали, а по горизонтали у вас должно получиться искомое слово.

Кроссворд по теме "Смутное время"

1) Правление 7 царей на троне.
2) Незаконное присвоение себе чужого имени и звания.
3) Какому политическому институту угрожало безвластие и иноземные захватчики, что находилось в опасности, Русское …?
4) На какой титул претендовали самозванцы?

Кроссворд разгадан верно, молодцы!
Подведем итоги урока.
Что нового мы узнали?
Что мы смогли?
Что самое важное на сегодняшнем уроке?
Запишите, пожалуйста, домашнее задание: параграф 2 учебника, определения в тетради.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.