Игра "Что? Где? Когда?" по истории 7 класс: Образование централизованных государств в Западной Европе в XI- XV веках

Сценарий игры «Что? Где? Когда?» проводится в конце изученного раздела «Образование централизованных государств в Западной Европе  в XI- XV веках» при изучении всемирной истории в 7 классе. Обобщение темы, систематизация знаний, выявление особенностей политической, социально-экономической жизни государств Западной Европы в расцвет средневековья может быть осуществлено посредством применения данной игры в качестве урока или внеклассного мероприятия. Наличие сценок позволяет воссоздать атмосферу того времени, привлечь к подготовке мероприятия наибольшее количество участников (актеров).

Ход мероприятия: 

Ведущий: Здравствуйте, ребята. Пришло время подвести итоги нашей поисковой  работы.

Сегодня  мы проведем наше внеклассное мероприятие в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» (название на слайде). Мы постараемся выявить все особенности эпохи средневековья в XI-XV веках, когда в Европе шли процессы объединения Франции, Англии и Испании и усиления королевской власти. Сегодня будут играть не просто ученики, а  знатоки истории. 

Класс поделен на 2 группы знатоков и 1 команду актеров.

За 2 недели до игры команды получили задание - используя дополнительные источники литературы, собрать информацию об исторических персонажах , живших в  средневековой Европе.

Хранителем  времени 1 ученик, который также ведет учет баллов.

Ведущий:

- к столу приглашаются знатоки команды «Вольные стрелки» (учитель представляет по именам игроков и капитана команды),

- игроки команды «Следопыты». 

Напоминаю правила игры:

1. Игра ведется до тех пор, пока команды не выполнят все задания.

2. Если у команды есть досрочный ответ, то команда получает в запас 1 дополнительную минуту.

Уважаемые гости (учителя, ученики), вам предстоит в конце игры назвать лучшего игрока и лучшего актера сегодняшней игры.

Мы начинаем.

1. Жеребьевка.

«Мистер «Х»

Назовите историческую личность и ваша команда получит право первой начать игру.

- Храбрый до безрассудства, этот феодальный хищник был душой заговора , цель которого – вернуть Францию к феодальной раздробленности. Он любил повторять: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней 6 государей вместо одного».

Ответ: речь идет о Карле Смелом, герцоге Бургундии, политическом противнике французского короля Людовика XI (на слайде 2 – портрет герцога Карла Смелого).

Примечание: если правильный ответ не будет найден, то можно использовать 2-е задание.

- Назовите имя английского некоронованного монарха, правившего в  конце XII – начале XIII вв. в отсутствие своего венценосного брата Ричарда Львиное Сердце. Он известен как «Отец европейской  демократии», ведь при нем была принята «Великая хартия вольностей». Он известен своим необузданным характером. Вот что пишет о нем Вальтер Скотт в романе «Айвенго»: «… Не было человека, который мог бы  с такой готовностью подчинять свои чувства корыстным интересам, но свойственная принцу …. вспыльчивость сводила на нет все, что успевало завоевать его лицемерие».

Ответ: Иоанн Безземельный (слайд 3). 

1. Основная часть.

Ведущий подходит к первой команде. Капитан вращает волчок.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 1. Тема «Франция в период правления Филиппа IV» ( слайд)

На рыночной площади  сидят сборщик налогов и писарь. К ним вытянулась большая очередь. Сборщик налогов пробует монеты на зуб. Принимает первый оброк и обращается к писарю:

- Пиши, кузнец Жак-  уплачено.

Принимает деньги от следующего в очереди:

- Пиши, птичница Марта,  уплачено.

У третьего не принимает монеты и кричит:

- Держите его, монеты фальшивые!

Крестьянин в недоумении пожимает плечами .

Вопрос: почему у этого французского крестьянина , жившего в XIII веке не приняли оброк?

Время на обсуждение в команде - 1 минута. Звук гонга- сигнал об окончании времени на обсуждение.

Ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ (слайд):

Для выплаты жалования чиновникам и армии в период войн, королю Франции Филиппу IV постоянно нужны были деньги. Он заменил в монетах часть серебра дешевыми металлами, а сам требовал, чтобы платежи вносились полноценной серебряной  монетой. За это народ называл его «королем- фальшивомонетчиком».

Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.

Ведущий подходит ко второй команде.

Ведущий: выпало задание под номером _. 

 

Сцена 2. Тема: Нормандское завоевание Англии.

Голос за кадром: Франция, XI век.

Нормандское герцогство. Возле трона стоят 2 барона- вассалы герцога. По сцене в нетерпении ходит герцог Вильгельм. Он кого-то ждет и ходит в нетерпении по сцене.

Голос за сценой: Послание от Его Высокопреосвященства Папы римского.

Входит слуга, кланяется и подает письмо на подносе.

Вильгельм: Наконец-то. (Читает письмо и кричит): Он согласен!

Обращается к баронам: Я собрал вас на военный совет и хочу узнать ваше мнение о предстоящей экспедиции.

Бароны, поклонившись, отвечают: клянемся  действовать с усердием.

Вильгельм: Тогда вперед, к Гастингсу!

Задание: назовите действующих лиц этой сценки и  военную экспедицию, о которой  шла речь? Минута пошла ( гонг).

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это был герцог Нормандии Вильгельм и его вассалы- бароны, а готовились они к  завоеванию Англии.

Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.

Ведущий подходит к первой команде.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 3. Тема: Битва при Гастингсе.

Голос за сценой: 1066 год. Остров Англия.

На поле битвы - сцене стоят бароны и о чем-то разговаривают. К ним присоединяется Вильгельм.  Он наблюдает за полем битвы и с беспокойством произносит:

- Войска наши терпят поражение за поражением, и хотя я переманил на свою сторону часть местных феодалов, крестьяне по-прежнему поддерживают своего короля Гарольда. Они стоят насмерть, укрывшись на высоком холме.

Один из баронов подойдя к Вильгельму, кланяется и произносит:

- Милорд, позвольте мне предложить Вам следующее…

Ведущий: внимание, вопрос. Что предложил герцогу Нормандии молодой барон?

Минута пошла (гонг).

Звук гонга -  ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ.

Сценка продолжается:.

Барон: Милорд, дайте сигнал о ложном отступлении, сигнал о бедствии. Этим Вы выманите англосаксов с холма  на открытую местность и перебьете.

Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.

Ведущий подходит ко второй команде.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 4. Тема: Восстание Уота Тайлера.

Голос за сценой: Внимание, черный ящик.

Хранитель времени вносит черный ящик.

Ведущий:

Восставшие под предводительством Уота Тайлера английские крестьяне в 1381 году расправлялись, прежде всего,  с теми людьми, у кого на поясе видели этот предмет, так как считали, что без них  все будет устроено по решению простого народа и вовек не будет никаких законов.

Ведущий: Назовите через 1 минуту предмет, находящийся в черном ящике и людей, носивших этот предмет на поясе.

Минута пошла (гонг).

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ.

В этом черном ящике находится чернильница, а люди носившие этот предмет на поясе- писари-чиновники.

Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.

Ведущий подходит к первой команде.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Задание №5.

Ведущий: Напоминаю, что наша игра называется «Что? Где? Когда?». Наука история всегда стремится найти ответ на этот вопросы.  Расположите  ответы на вопросы  «Что? Где? Когда?» в соответствующем порядке.

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ ( слайд).

Что? Жакерия Где? Франция  Когда? 1358 год

Что? Образование Испанского королевства Пиренейский полуостров 1479

Что? Война Белой и Алой Роз Где Англия? Когда? 1455-1485

Что? Завоевание Англии Где? Остров Англия Когда? 1066

Что? Генеральные штаты Где? Париж Когда? 1302

Что? Восстание Уота Тайлера Где? Англия Когда? 1381

Что? Казнь Жанны Д´Арк Где? Руан Когда? 1431

Что? Окончание Столетней войны Где? Освобождение  Бордо Когда? 1453

Что? Столетняя война Где? Между Англией и Францией Когда? 1337- 1453.

Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.

Ведущий подходит ко второй команде.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 7. Тема: Столетняя война. Подвиг Жанны Д*Арк.

На троне сидит некоронованный  король Карл VII . Входит слуга и произносит:

- донесение от Жанны Д´Арк.

Карл VII  читает вслух: « Ваше Величество, победа! Город Орлеан освобожден от английских войск».

- Эй, слуги!

Входит слуга.

Карл VII: Пиши ответ для Жанны Д´Арк. Теперь, когда англичане бегут на север, в руках врага находится город Реймс.  А он Нам нужен. Ведь именно в Реймсе издавна коронуются короли Франции.  А пока народ считает Нас незаконным королем. Подпись: Карл VII .

Голос за кадром: освобожденный город Реймс. Коронация Карла VII. Папа римский надевает на голову Карла VII  королевскую корону, вручает скипетр. Крестит. Все придворные склоняются в низком поклоне. Карл VII  обращается к Жанне Д´ Арк: «Мы, Карл VII, как законный  король Франции, готовы исполнить любую твою просьбу. Проси, и о чем бы она ни была, мы исполним ее».

Ведущий: внимание, вопрос.  О чем попросила  короля  Жанна Д´ Арк и каков был его ответ?

Минута пошла (гонг).

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ.

Сценка продолжается:

«Жанна Д´Арк:  Ваше Величество, победа за Францией. Чего еще желать? Но если Ваша милость желает меня отблагодарить, я прошу освободить жителей моей деревни Домрени от налогов и повинностей.

Карл VII: Да будет так!»

Ведущий подходит к первой команде. Капитан вращает волчок.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 8. Голос за сценой: Внимание, черный ящик.

Хранитель времени ( именно он бьет в гонг) вносит черный ящик.

Ведущий В XIV веке началась длительная война  между Англией и Францией, вошедшая в мировую историю под названием «Столетняя война». Франция стремилась отвоевать у Англии оккупированные земли: часть Аквитании и Фландрию, так как без этих земель невозможно было завершить объединение страны. Но почему-то сами жители Фландрии были против присоединения к Франции.

Ведущий: Внимание. В этом ящике находится ответ на вопрос: почему жители Фландрии, являясь французами, были на стороне Англии?

Минута пошла (гонг).

Звук гонга -  ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ. В этом черном ящике находится овечья шерсть. Англия поставляла Фландрии шерсть, а фламандцы изготавливали из нее первоклассную ткань- сукно и были заинтересованы в торговом сотрудничестве с  Англией.

Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.

Ведущий подходит ко второй команде.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 9. Тема: Война Алой и Белой Роз.

На троне сидит молодой  король.

Король: Матушка, сегодня я изучал генеалогическое древо Плантагенетов. А какова история нашего рода-Тюдоров? (рассматривает герб).

Королева-мать: батюшка Ваш, его Величество  Генрих VII взошел на престол в 1485 году.

Король: Как же так? На генеалогическом древе Вы, матушка, из знатной семьи Йорков, а отец приходится лишь дальним родственником  Ланкастерам. Как же он сумел получить трон?

Королева- мать: Смутное время было.  После Столетней войны в Англии началась междоусобная война между феодалами. Она длилась 30 лет. Одни феодалы поддерживали  герб Ланкастеров  с алой розой,  другие - герб Йорков с белой розой. Отец ваш в то время жил в соседней Франции.

Король: как же отец сумел получить английскую корону?»

Хранитель времени  герб Тюдоров  переносит на стол знатоков 2-й команды.

Ведущий: внимание, вопрос. Как Генрих VII Тюдор, являясь лишь дальним родственником Ланкастеров, сумел стать королем Англии? Минута пошла (гонг).

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ.

Сценка продолжается:

«Королева: 30-летняя война Алой и Белой Роз закончилась тогда, когда в стране все феодалы из рода Йорков и Ланкастеров  перебили друг друга. Вернувшийся по окончании войны из Франции ваш отец, король Генрих VII сумел захватить власть в стране. Женившись на мне, из рода Йорков, укрепил ее, соединив на гербе Алую и Белую Розы» (слайд).

Ведущий подходит к первой команде.

Ведущий: выпало задание под номером _.

 

Сцена 10. Тема: Реконкиста на Пиренейском полуострове.

На сцене еврейская семья- муж, жена и ребенок на руках.

Еврейка: Как же я устала!

Еврей:  я вижу вдали огонек!  Я сейчас! (убегает за занавес. Раздается стук.)

Голос за сценой: Убирайтесь прочь, марраны, прочь из Испании.

Еврей: переночуем здесь.

Достает хлеб, сыр.

Еврейка: куда нам идти дальше? Отовсюду нас гонят.

Еврей: Велика земля, но вечно евреи скитаются по ней и нет на ней даже маленького клочка, чтобы построить дом и растить детей. Да…(тяжело вздыхает)

Еврейка: почему так происходит?

Еврей: когда-то  после завоевания Вестготского королевства  арабами,  воцарился мир: христиане, мавры, евреи жили дружно, помогали друг другу. Но потом христиане изгнали арабов, подошла и очередь евреев. Выбор, правда,  был -  принять христианство или покинуть страну. Многие из нашего племени приняли смерть ради веры, многие крестились для вида. Но даже крещеных евреев христиане считают  мараннами - свиньями.

Еврейка: а куда же нам теперь поддаться?

Еврей: я веду вас в Нидерланды, уже истекает 3-хмесячный срок, данный нам- евреям для  выбора- принять христианство или покинуть страну. Ну, поели, передохнули, пора в путь(семья уходит со сцены).

Ведущий: внимание, вопрос.  Какое историческое событие было описано в рассказе старого еврея?

Минута пошла (гонг).

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ:

Арабы- мавры и евреи в спешке покидали Пиренейский полуостров в результате начавшейся Реконкисты - обратного отвоевывания христианами захваченной арабами еще в VIII  веке.

Ведущий подходит ко второй команде. Капитан вращает волчок.

Ведущий: уважаемы знатоки, напоминаю вам, что счет игры _/_. Выпало задание под номером _.

 

Сцена 11. Тема: Западная Европа в период Столетней войны.

Рыночная торговля. Входит глашатай.

Глашатай: Всем! Всем! Всем! Королевский указ от 1349 года от рождества Христова. Все здоровые мужчины и женщины в возрасте от 15 до 60 лет, не имеющие земли, должны наниматься на работу к сеньорам –феодалам даже за малую плату! В случае отказа от работы- штраф и тюрьма.

Ведущий: внимание, вопрос.  Почему в середине XIV века феодалы европейских государств столкнулись с проблемой нехватки  рабочих рук?

Минута пошла( гонг).

Звук гонга - ответ команды.

Ведущий: Внимание, правильный ответ:

В середине XIV века в Европе вспыхнула эпидемия чумы, в результате сокращения населения Европы феодалы, заручившись поддержкой монархов, силой заставляли свободных крестьян работать на себя. Счет _/_. 

3. Подведение итогов.

Ведущий: вот и подошла к концу наша игра. Сегодня мы с вами постарались найти ответы на вопросы «Что? Где? Когда?». Со счетом _/_ победу одержала команда ________.  Поздравляем вас с победой- вы с блеском продемонстрировали нам всем свою эрудицию и сообразительность! Мы награждаем вас отличными отметками и скромными подарками (диски и др.)

- Слово знатокам (рефлексия - обратная связь со знатоками).

Ведущий: я приглашаю на сцену наших актеров. Уважаемые  коллеги, сейчас вам предстоит выбрать самого лучшего игрока сегодняшней игры, он может быть  как из победившей команды, так и из проигравшей команды, а также  лучшего актера (лучший  игрок награждается грамотой, а все актеры - получают небольшие подарки).

Ведущий: сегодня, благодаря нашей игре, мы углубились в  особенности,  характеризующие процесс объединения в единые централизованные государства  Франции, Испании и Англии. Каждое из этих государств по-своему пришло к централизации власти, что в будущем благоприятно сказалось  на их экономическом и политическом положении.

Не стоит забывать, что история- это не просто наука, это летопись событий, сопровождающих историю развития человеческой цивилизации. Спасибо за внимание!

Размер:
25.83 Kb
Скачали:
48

Метки к статье: игра, 7 класс, история