Сценарий игры «Что? Где? Когда?» проводится в конце изученного раздела «Образование централизованных государств в Западной Европе в XI- XV веках» при изучении всемирной истории в 7 классе. Обобщение темы, систематизация знаний, выявление особенностей политической, социально-экономической жизни государств Западной Европы в расцвет средневековья может быть осуществлено посредством применения данной игры в качестве урока или внеклассного мероприятия. Наличие сценок позволяет воссоздать атмосферу того времени, привлечь к подготовке мероприятия наибольшее количество участников (актеров).
Ход мероприятия:
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Пришло время подвести итоги нашей поисковой работы.
Сегодня мы проведем наше внеклассное мероприятие в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» (название на слайде). Мы постараемся выявить все особенности эпохи средневековья в XI-XV веках, когда в Европе шли процессы объединения Франции, Англии и Испании и усиления королевской власти. Сегодня будут играть не просто ученики, а знатоки истории.
Класс поделен на 2 группы знатоков и 1 команду актеров.
За 2 недели до игры команды получили задание - используя дополнительные источники литературы, собрать информацию об исторических персонажах , живших в средневековой Европе.
Хранителем времени 1 ученик, который также ведет учет баллов.
Ведущий:
- к столу приглашаются знатоки команды «Вольные стрелки» (учитель представляет по именам игроков и капитана команды),
- игроки команды «Следопыты».
Напоминаю правила игры:
1. Игра ведется до тех пор, пока команды не выполнят все задания.
2. Если у команды есть досрочный ответ, то команда получает в запас 1 дополнительную минуту.
Уважаемые гости (учителя, ученики), вам предстоит в конце игры назвать лучшего игрока и лучшего актера сегодняшней игры.
Мы начинаем.
1. Жеребьевка.
«Мистер «Х»
Назовите историческую личность и ваша команда получит право первой начать игру.
- Храбрый до безрассудства, этот феодальный хищник был душой заговора , цель которого – вернуть Францию к феодальной раздробленности. Он любил повторять: «Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней 6 государей вместо одного».
Ответ: речь идет о Карле Смелом, герцоге Бургундии, политическом противнике французского короля Людовика XI (на слайде 2 – портрет герцога Карла Смелого).
Примечание: если правильный ответ не будет найден, то можно использовать 2-е задание.
- Назовите имя английского некоронованного монарха, правившего в конце XII – начале XIII вв. в отсутствие своего венценосного брата Ричарда Львиное Сердце. Он известен как «Отец европейской демократии», ведь при нем была принята «Великая хартия вольностей». Он известен своим необузданным характером. Вот что пишет о нем Вальтер Скотт в романе «Айвенго»: «… Не было человека, который мог бы с такой готовностью подчинять свои чувства корыстным интересам, но свойственная принцу …. вспыльчивость сводила на нет все, что успевало завоевать его лицемерие».
Ответ: Иоанн Безземельный (слайд 3).
1. Основная часть.
Ведущий подходит к первой команде. Капитан вращает волчок.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 1. Тема «Франция в период правления Филиппа IV» ( слайд)
На рыночной площади сидят сборщик налогов и писарь. К ним вытянулась большая очередь. Сборщик налогов пробует монеты на зуб. Принимает первый оброк и обращается к писарю:
- Пиши, кузнец Жак- уплачено.
Принимает деньги от следующего в очереди:
- Пиши, птичница Марта, уплачено.
У третьего не принимает монеты и кричит:
- Держите его, монеты фальшивые!
Крестьянин в недоумении пожимает плечами .
Вопрос: почему у этого французского крестьянина , жившего в XIII веке не приняли оброк?
Время на обсуждение в команде - 1 минута. Звук гонга- сигнал об окончании времени на обсуждение.
Ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ (слайд):
Для выплаты жалования чиновникам и армии в период войн, королю Франции Филиппу IV постоянно нужны были деньги. Он заменил в монетах часть серебра дешевыми металлами, а сам требовал, чтобы платежи вносились полноценной серебряной монетой. За это народ называл его «королем- фальшивомонетчиком».
Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.
Ведущий подходит ко второй команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 2. Тема: Нормандское завоевание Англии.
Голос за кадром: Франция, XI век.
Нормандское герцогство. Возле трона стоят 2 барона- вассалы герцога. По сцене в нетерпении ходит герцог Вильгельм. Он кого-то ждет и ходит в нетерпении по сцене.
Голос за сценой: Послание от Его Высокопреосвященства Папы римского.
Входит слуга, кланяется и подает письмо на подносе.
Вильгельм: Наконец-то. (Читает письмо и кричит): Он согласен!
Обращается к баронам: Я собрал вас на военный совет и хочу узнать ваше мнение о предстоящей экспедиции.
Бароны, поклонившись, отвечают: клянемся действовать с усердием.
Вильгельм: Тогда вперед, к Гастингсу!
Задание: назовите действующих лиц этой сценки и военную экспедицию, о которой шла речь? Минута пошла ( гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ. Это был герцог Нормандии Вильгельм и его вассалы- бароны, а готовились они к завоеванию Англии.
Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.
Ведущий подходит к первой команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 3. Тема: Битва при Гастингсе.
Голос за сценой: 1066 год. Остров Англия.
На поле битвы - сцене стоят бароны и о чем-то разговаривают. К ним присоединяется Вильгельм. Он наблюдает за полем битвы и с беспокойством произносит:
- Войска наши терпят поражение за поражением, и хотя я переманил на свою сторону часть местных феодалов, крестьяне по-прежнему поддерживают своего короля Гарольда. Они стоят насмерть, укрывшись на высоком холме.
Один из баронов подойдя к Вильгельму, кланяется и произносит:
- Милорд, позвольте мне предложить Вам следующее…
Ведущий: внимание, вопрос. Что предложил герцогу Нормандии молодой барон?
Минута пошла (гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ.
Сценка продолжается:.
Барон: Милорд, дайте сигнал о ложном отступлении, сигнал о бедствии. Этим Вы выманите англосаксов с холма на открытую местность и перебьете.
Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.
Ведущий подходит ко второй команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 4. Тема: Восстание Уота Тайлера.
Голос за сценой: Внимание, черный ящик.
Хранитель времени вносит черный ящик.
Ведущий:
Восставшие под предводительством Уота Тайлера английские крестьяне в 1381 году расправлялись, прежде всего, с теми людьми, у кого на поясе видели этот предмет, так как считали, что без них все будет устроено по решению простого народа и вовек не будет никаких законов.
Ведущий: Назовите через 1 минуту предмет, находящийся в черном ящике и людей, носивших этот предмет на поясе.
Минута пошла (гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ.
В этом черном ящике находится чернильница, а люди носившие этот предмет на поясе- писари-чиновники.
Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.
Ведущий подходит к первой команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Задание №5.
Ведущий: Напоминаю, что наша игра называется «Что? Где? Когда?». Наука история всегда стремится найти ответ на этот вопросы. Расположите ответы на вопросы «Что? Где? Когда?» в соответствующем порядке.
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ ( слайд).
Что? Жакерия Где? Франция Когда? 1358 год
Что? Образование Испанского королевства Пиренейский полуостров 1479
Что? Война Белой и Алой Роз Где Англия? Когда? 1455-1485
Что? Завоевание Англии Где? Остров Англия Когда? 1066
Что? Генеральные штаты Где? Париж Когда? 1302
Что? Восстание Уота Тайлера Где? Англия Когда? 1381
Что? Казнь Жанны Д´Арк Где? Руан Когда? 1431
Что? Окончание Столетней войны Где? Освобождение Бордо Когда? 1453
Что? Столетняя война Где? Между Англией и Францией Когда? 1337- 1453.
Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.
Ведущий подходит ко второй команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 7. Тема: Столетняя война. Подвиг Жанны Д*Арк.
На троне сидит некоронованный король Карл VII . Входит слуга и произносит:
- донесение от Жанны Д´Арк.
Карл VII читает вслух: « Ваше Величество, победа! Город Орлеан освобожден от английских войск».
- Эй, слуги!
Входит слуга.
Карл VII: Пиши ответ для Жанны Д´Арк. Теперь, когда англичане бегут на север, в руках врага находится город Реймс. А он Нам нужен. Ведь именно в Реймсе издавна коронуются короли Франции. А пока народ считает Нас незаконным королем. Подпись: Карл VII .
Голос за кадром: освобожденный город Реймс. Коронация Карла VII. Папа римский надевает на голову Карла VII королевскую корону, вручает скипетр. Крестит. Все придворные склоняются в низком поклоне. Карл VII обращается к Жанне Д´ Арк: «Мы, Карл VII, как законный король Франции, готовы исполнить любую твою просьбу. Проси, и о чем бы она ни была, мы исполним ее».
Ведущий: внимание, вопрос. О чем попросила короля Жанна Д´ Арк и каков был его ответ?
Минута пошла (гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ.
Сценка продолжается:
«Жанна Д´Арк: Ваше Величество, победа за Францией. Чего еще желать? Но если Ваша милость желает меня отблагодарить, я прошу освободить жителей моей деревни Домрени от налогов и повинностей.
Карл VII: Да будет так!»
Ведущий подходит к первой команде. Капитан вращает волчок.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 8. Голос за сценой: Внимание, черный ящик.
Хранитель времени ( именно он бьет в гонг) вносит черный ящик.
Ведущий: В XIV веке началась длительная война между Англией и Францией, вошедшая в мировую историю под названием «Столетняя война». Франция стремилась отвоевать у Англии оккупированные земли: часть Аквитании и Фландрию, так как без этих земель невозможно было завершить объединение страны. Но почему-то сами жители Фландрии были против присоединения к Франции.
Ведущий: Внимание. В этом ящике находится ответ на вопрос: почему жители Фландрии, являясь французами, были на стороне Англии?
Минута пошла (гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ. В этом черном ящике находится овечья шерсть. Англия поставляла Фландрии шерсть, а фламандцы изготавливали из нее первоклассную ткань- сукно и были заинтересованы в торговом сотрудничестве с Англией.
Я принимаю/ не принимаю ваш ответ. Счет _/_.
Ведущий подходит ко второй команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 9. Тема: Война Алой и Белой Роз.
На троне сидит молодой король.
Король: Матушка, сегодня я изучал генеалогическое древо Плантагенетов. А какова история нашего рода-Тюдоров? (рассматривает герб).
Королева-мать: батюшка Ваш, его Величество Генрих VII взошел на престол в 1485 году.
Король: Как же так? На генеалогическом древе Вы, матушка, из знатной семьи Йорков, а отец приходится лишь дальним родственником Ланкастерам. Как же он сумел получить трон?
Королева- мать: Смутное время было. После Столетней войны в Англии началась междоусобная война между феодалами. Она длилась 30 лет. Одни феодалы поддерживали герб Ланкастеров с алой розой, другие - герб Йорков с белой розой. Отец ваш в то время жил в соседней Франции.
Король: как же отец сумел получить английскую корону?»
Хранитель времени герб Тюдоров переносит на стол знатоков 2-й команды.
Ведущий: внимание, вопрос. Как Генрих VII Тюдор, являясь лишь дальним родственником Ланкастеров, сумел стать королем Англии? Минута пошла (гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ.
Сценка продолжается:
«Королева: 30-летняя война Алой и Белой Роз закончилась тогда, когда в стране все феодалы из рода Йорков и Ланкастеров перебили друг друга. Вернувшийся по окончании войны из Франции ваш отец, король Генрих VII сумел захватить власть в стране. Женившись на мне, из рода Йорков, укрепил ее, соединив на гербе Алую и Белую Розы» (слайд).
Ведущий подходит к первой команде.
Ведущий: выпало задание под номером _.
Сцена 10. Тема: Реконкиста на Пиренейском полуострове.
На сцене еврейская семья- муж, жена и ребенок на руках.
Еврейка: Как же я устала!
Еврей: я вижу вдали огонек! Я сейчас! (убегает за занавес. Раздается стук.)
Голос за сценой: Убирайтесь прочь, марраны, прочь из Испании.
Еврей: переночуем здесь.
Достает хлеб, сыр.
Еврейка: куда нам идти дальше? Отовсюду нас гонят.
Еврей: Велика земля, но вечно евреи скитаются по ней и нет на ней даже маленького клочка, чтобы построить дом и растить детей. Да…(тяжело вздыхает)
Еврейка: почему так происходит?
Еврей: когда-то после завоевания Вестготского королевства арабами, воцарился мир: христиане, мавры, евреи жили дружно, помогали друг другу. Но потом христиане изгнали арабов, подошла и очередь евреев. Выбор, правда, был - принять христианство или покинуть страну. Многие из нашего племени приняли смерть ради веры, многие крестились для вида. Но даже крещеных евреев христиане считают мараннами - свиньями.
Еврейка: а куда же нам теперь поддаться?
Еврей: я веду вас в Нидерланды, уже истекает 3-хмесячный срок, данный нам- евреям для выбора- принять христианство или покинуть страну. Ну, поели, передохнули, пора в путь(семья уходит со сцены).
Ведущий: внимание, вопрос. Какое историческое событие было описано в рассказе старого еврея?
Минута пошла (гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ:
Арабы- мавры и евреи в спешке покидали Пиренейский полуостров в результате начавшейся Реконкисты - обратного отвоевывания христианами захваченной арабами еще в VIII веке.
Ведущий подходит ко второй команде. Капитан вращает волчок.
Ведущий: уважаемы знатоки, напоминаю вам, что счет игры _/_. Выпало задание под номером _.
Сцена 11. Тема: Западная Европа в период Столетней войны.
Рыночная торговля. Входит глашатай.
Глашатай: Всем! Всем! Всем! Королевский указ от 1349 года от рождества Христова. Все здоровые мужчины и женщины в возрасте от 15 до 60 лет, не имеющие земли, должны наниматься на работу к сеньорам –феодалам даже за малую плату! В случае отказа от работы- штраф и тюрьма.
Ведущий: внимание, вопрос. Почему в середине XIV века феодалы европейских государств столкнулись с проблемой нехватки рабочих рук?
Минута пошла( гонг).
Звук гонга - ответ команды.
Ведущий: Внимание, правильный ответ:
В середине XIV века в Европе вспыхнула эпидемия чумы, в результате сокращения населения Европы феодалы, заручившись поддержкой монархов, силой заставляли свободных крестьян работать на себя. Счет _/_.
3. Подведение итогов.
Ведущий: вот и подошла к концу наша игра. Сегодня мы с вами постарались найти ответы на вопросы «Что? Где? Когда?». Со счетом _/_ победу одержала команда ________. Поздравляем вас с победой- вы с блеском продемонстрировали нам всем свою эрудицию и сообразительность! Мы награждаем вас отличными отметками и скромными подарками (диски и др.)
- Слово знатокам (рефлексия - обратная связь со знатоками).
Ведущий: я приглашаю на сцену наших актеров. Уважаемые коллеги, сейчас вам предстоит выбрать самого лучшего игрока сегодняшней игры, он может быть как из победившей команды, так и из проигравшей команды, а также лучшего актера (лучший игрок награждается грамотой, а все актеры - получают небольшие подарки).
Ведущий: сегодня, благодаря нашей игре, мы углубились в особенности, характеризующие процесс объединения в единые централизованные государства Франции, Испании и Англии. Каждое из этих государств по-своему пришло к централизации власти, что в будущем благоприятно сказалось на их экономическом и политическом положении.
Не стоит забывать, что история- это не просто наука, это летопись событий, сопровождающих историю развития человеческой цивилизации. Спасибо за внимание!