Изучение рассказа К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Программа по литературе дает рассказ "Телеграмма" К.Г. Паустовского для чтения и изучения в 8 классе. Ранее учащиеся изучают в 5 классе "Теплый хлеб", а в 6 классе на уроке внеклассного чтения "Кот-ворюга".

Изучение рассказа "Телеграмма" ставит перед учителем более сложные задачи. Здесь необходимо познакомить учащихся с Паустовским-новеллистом – автором лирического рассказа.

На примере этого рассказа следует раскрыть новую эстетику писателя – эстетику "незаметной красоты", "необыкновенного в обыкновенном", и душевное обаяние его любимых героев, и лиризм повествования.

Рассказы Константина Георгиевича Паустовского требуют медленного и сосредоточенного чтения. Поэтому дети самостоятельно прочтут рассказ дома. Это обеспечит и естественный процесс чтения, и целостное восприятие произведения. На самом уроке, посвященному анализу рассказа, учитель во вступительном слове сосредоточит внимание учащихся на личности К.Г. Паустовского, его мироощущении и на более пятидесятилетнем литературном пути.

К.Г. Паустовский вошел в русскую литературу как автор романов, повестей, рассказов, как драматург, публицист, критик

При этом Паустовский был большим мастером, тончайшим стилистом, проникновенным лириком, подлинным поэтом в прозе, и этим он дорог своим читателям. Но особенно он близок им высокой совестливостью, кристальной честностью – теми чертами, как завещание передали нашей литературе великие русские писатели прошлого.

Жизнь и творчество Константина Паустовского достойны уважения еще и как пример редкой целеустремленности. Семья К.Г. Паустовского была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пел, играли на рояле, спорили, благоговейно любили театр.

Когда он учился в 6 классе гимназии, семья их распалась. С тех пор он сам зарабатывал на жизнь и ученье. Перебивался довольно тяжелым трудом, так называемым репетиторством. Начал Константин Георгиевич свой творческий путь со стихотворений, но они его самого не вполне удовлетворяли. И юный гимназист почувствовал искушение попытать свои силы в прозе.

После окончания гимназии он два года учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, а затем перевелся в Московский университет и переехал в Москву. По окончании обучения Константин не мог высидеть на месте и начинает скитальческую жизнь.

За годы своей писательской жизни, по его признанию, он был "на Кольском полуострове, жил в Мещере, изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, в Пскове, Новгороде, Витебске, в Пушкинском Михайловском, в Крыму, Эстонии…". Во время Великой Отечественной войны Паустовский был военным корреспондентом на Южном фронте.

Читательское признание порадовало К. Паустовского при жизни. В журнале "Вопросы литературы" был напечатан обзор читательских отзывов о произведениях советских писателей.

Для того чтобы показать значительность личности Паустовского, можно воспользоваться краткими, но емкими отзывами-характеристиками, которые дали авторы воспоминаний о писателе. И. Эренбург: "Он поражал и поражает меня своей душевной стойкостью. Никогда не изменял он ни народу, ни искусству, ни друзьям, ни себе". Ю. Бондарев: "Он открыт и щедр как человек… Я был покорен его любовью к человеку и в его книгах, и в жизни". В. Романенко: "…соединение мужества с деятельной добротой, эта наиболее выдающаяся черта Паустовского-человека…".

Как указывалось, ранее, ученики должны прочитать самостоятельно рассказ дома. На уроке можно начать разговор с вопросов, направленных на выявление первичного восприятия данного произведения: с каким настроением вы дочитали рассказ?

Какая сцена в нем вас больше всего потрясает и почему? После обмена учащихся мнениями и впечатлениями надо, чтобы стало видно, как писатель с помощью поэтического образа "маленького подсолнечника у забора" уже в экспозиции создает грустное настроение, которому и старается подчинить читателя.

Учитывая композицию "Телеграммы", мы избираем целостный путь анализа, метод - эвристическую беседу. В этом помогут вопросы и задания:

  1. Какие основные части можно выделить в рассказе? Как они связаны межу собой?
  2. Как Паустовский повествует о состоянии Катерины Петровны, о той душевной драме, которую она переживала в свою последнюю осень? Приведите из первой части рассказа примеры, подчеркивающие ее одиночество.
  3. Исследователь прозы Паустовского Л.П. Кременцов считает, "природа в рассказе, как чуткий камертон, отвечает тончайшим переживаниям героев". Подтвердите справедливость наблюдения примером. Найдите подробности в описании пейзажа, продиктованные настроением Катерины Петровны.
  4. Что сближает Манюшу и Тихона, помогавших Катерине Петровне? Какие черты характера свойственны им? Каковы побудительные мотивы их добрых дел? В чем и как сказалось отношение писателя к ним?
  5. Какой во второй части показана Настя – "дочь и единственный родной человек" Катерины Петровны? Как относится Паустовский к ней? С помощью каких приемов он снижает ее образ? Сравните чуткость и внимание Манюши и Тихона к Катерине Петровне и проявленные Настей "заботу о человек". В чем их главное различие?
  6. Определите эпизод рассказа, который является его кульминацией. Почему рассказ называется "Телеграмма", а не "Телеграммы"?
  7. Какие художественные задачи выполняет финал рассказа, содержащий переживания опоздавшей на похороны Насти?

Как мы знаем, "Телеграмма" - лирический рассказ, располагающий высоким нравственным потенциалом. Предлагая эти вопросы, необходимо, чтобы дети поняли четкую соразмерность частей и безысходную трагедию Катерины Петровны, от ее обостренного ожидания единственной дочери до галлюцинации, и великую глубину, и силу ее святого материнского чувства, и эмоциональную наполненность текста, особенно описаний природы, которые у Паустовского "пронизывают насквозь" повествование.

Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"Иллюстрации к рассказу К.Г. Паустовского "Телеграмма"

Разговор о Манюше и Тихоне должен подвести учеников к "открытию" гуманистической науки писателя, его этического и эстетического идеала. Эти герои простодушны, скромны, доверчивы, соучастливы, бескорыстны. Это – деятельно добрые люди. Повседневная человеческая чуткость – органическая черта их характера и поведения. Отсюда понятно, почему автор соседскую девочку называет ласковым именем Манюшка, а старика, сторожа при пожарном сарае, Тихона Дмитриевича – Тихоном, а в устах Катерины Петровны – Тишей. Они – любимые герои писателя.

Настя

Каков характер ее чуткости и внимания к людям? Чем объяснить проявленные ею черствость и равнодушие к матери? Можно ли считать ее образ воплощением "людской накипи", которую ненавидел автор? В Насте нет и намека на самодовольство, ограниченность, непогрешимость. Она глубоко страдает и раскаивается, она все отдала бы за то, чтобы вернуть мать к жизни.

Не со зла она проявила ей непонятное равнодушие. И не в силу врожденной сухости или черствости, а по молодости, по легкомыслию, по юношескому эгоизму. Ради этой мысли и рассказ заканчивается таким финалом.

Эпизод, рассказывающий о том, как Тихон сочиняет вторую телеграмму и приносит ее умирающей Катерине Петровне, стоит выразительно прочитать вслух. Это кульминация и здесь изображается прекрасное в действиях героев.

Завершить изучение рассказа можно письменными работами. Одни их них предполагают конкретизацию полученных знаний, другие являются преимущественно творческими. Несколько тем и вопросов-заданий. Например, предлагается написать сочинение на одну из тем: "Мои размышления при чтении рассказа Константина Паустовского", "Нравственные уроки рассказа "Телеграмма", "Незаметное своеобразие" Манюши, Тихона и сущность Насти в рассказе".

А можно предложить написать письменные ответы на вопросы:

  • можно ли считать Настю отрицательной героиней?
  • что нового я узнал, читая рассказ "Телеграмма"?
  • что пережила и поняла Настя, переночевав одна в родном доме?
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!