Тема: «Попробуй доброту на вкус" по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Цель урока: рассмотреть тему борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»
Задачи:
Оборудование урока: презентация, портрет писателя, иллюстрации учащихся к сказке «Теплый хлеб», цветные карандаши, музыкальное сопровождение.
Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».
1. Оргмомент Цель и задачи урока
2. Основная часть Работа по содержанию сказки
Герои
Жители села, отношение к коню
Филька
Филька и конь
Выборочное чтение эпизода, как Филька обидел коня Словарная работа
Трудный путь Фильки к добру
Минута релаксации
Природа в сказке
Обсуждение стихотворения
Филька у Панкрата (обсуждение эпизода)
Вторая встреча Фильки с конем
Итог урока
Формула доброты
Смысл названия сказки
Рефлексия
|
- Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные). Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. А что такое доброта, добро? В какой цвет вы покрасили бы добро? (светлые краски, красный цвет). - Да, недаром в сказках говорят: «Добрый молодец, красна девица». Молодцы - это защитники Земли русской, красны девушки всегда отличались скромностью, добротой). Перед вами на столах карточки. Добро мы изобразили красным кружком. Напишите, пожалуйста, своё мнение о добре на лучиках нашего солнца. По- вашему мнению, что такое «доброта»? (работа в парах с последующим обсуждением) Слайд 2 Немало встречается злого В любой человечьей судьбе. А скажут лишь доброе слово – И легче на сердце тебе. Но доброе слово такое Не каждый умеет найти, Чтоб справиться другу с тоскою, Невзгоды осилить в пути. Нет доброго слова дороже, Заветного слова того, Но редко, друзья мои, все же Мы вслух произносим его. - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока. - Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре) Слайд 3 - Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово. Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Слайд 4 - Назовем героев этой сказки? Слайд 5 Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне? А для этого посмотрим на экран (фрагмент мультфильма) Слайд 6 - Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей). А ведь была война, голод. Вспомните рассказы своих бабушек о тяжёлых годах войны. Значит, что сплачивало людей? (Доброта). -Какими были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие. Конь не боялся людей, зная, что они накормят его). Слайд 7 - А сейчас давайте познакомимся с главным героем и выясним наше к нему отношение. Прочитаем отрывок сказки со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!» - Вам понравился мальчик? Почему? Каким вы его увидели? (Ничего приятного, угрюмый, неласковый) - А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём? (Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить) - Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. (Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят) - Но что изменилось вдруг? (Конь пришёл к Фильке «Да ну тебя!») - Почему автор показал такой резкий переход? (Филька был злой) - Какой приём использует автор? (антитеза) - Как вы понимаете прозвище «Да ну тебя!»? (дети показывают жестом руки, чтобы на себе прочувствовать отношение к людям). Да, Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех, надоели ему все. Этот мальчик показал свою чёрствую холодную душу. Слайд 8 Обратите внимание на то, как ударил Филька коня? (Ударил по губам). - Как назвал Филька коня? Что обозначает это слово? Слайд 9 Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него. - Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. Какая деталь привлекла наше внимание? (Слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу. - Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить). Слайд 10 - Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике). Давайте вспомним, о чём поведала бабушка. (Один ученик рассказывает бабушкину притчу). - Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком). - А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину). - Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру. - Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня). Слайд 11 - А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться? (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло). Слайд 12 - Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть? Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром. Слайд 13 - Какую роль играет в данном эпизоде метель? (Метель как природное явление, и в душе Фильки тоже разбушевалась метель. Он впервые наперекор себе понял свои ошибки и решил их исправить). - Какие средства выразительности мы можем отметить в описании метели? (эпитеты, олицетворение). Какую роль они выполняют в данном эпизоде? - Давайте, ребята, проследим, как шёл Филька. Шли ли вы когда-нибудь в метель? Что вы чувствовали? (показывают и говорят о том, что идти очень трудно и страшно. Человек в метель всегда надеется увидеть впереди огонёк, который вселяет надежду: нам откроют дверь, и мы отогреемся). Когда метель кричит как зверь,- Протяжно и сердито, Не запирайте вашу дверь, Пусть будет дверь открыта. - Доброта и милосердие – великие вещи. Но как жестоки бываем мы порой, когда не видим чужого горя, не стучимся в дверь, чтобы помочь. Как равнодушны и бессердечны бываем к тем, кто ждёт от нас помощи. Слайд 14 - И вот Филька у Панкрата. Давайте прочитаем их разговор по ролям. - Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»? (Филька верил в деда («он мудрый»), верил в ребят («они хорошие»). Слайд 15 - Каким же стал Филька? (Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить). Слайд 16 - Мальчик, угощая коня, почувствовал тепло его губ и по - доброму улыбнулся. Губы коня, оказывается, мягкие и тёплые. Слайд 17 - У Л. Н. Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым. Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь. Слайд 18 Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю нам вывести формулу доброты (добрые поступки и добрые слова): ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА - Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.) Слайд 19 А теперь я предлагаю на минутку задуматься, почему же героями сказки являются Филька и конь, а сказка называется «Теплый хлеб»? Какова же доброта на вкус, по мнению К. Г. Паустовского? (вкус хлеба, теплых рук, труда и заботы друг о друге) Сегодня в конце урока я тоже хотела бы подарить вам по кусочку доброты. Вспомните людей, который вложили частичку своей души в этот хлеб, мысленно их поблагодарите. Чтобы подвести итог урока, продолжите за мной фразы. Я сегодня узнала… Мне понравилось, что… Мне запомнилось… Меня заставило задуматься… Мне сегодня не удалось… Надо подумать о … Благодарю всех за … Слайд 20 Я благодарю вас за урок. Идите…идите дорогою добра! |