Конспект урока литературы по сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб» 5 класс

Тема: «Попробуй доброту на вкус" по сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Цель урока: рассмотреть тему борьбы добра со злом, через изучение сказки «Тёплый хлеб»

Задачи урока:
1. развивать умение вслушиваться и всматриваться в слово художественного произведения;
2. воспитывать доброту и чуткость через восприятие произведения;
3. обогатить лексикон учащихся, расширить представление детей о доброте с точки зрения нравственного смысла.

Оборудование урока: презентация, портрет писателя, иллюстрации учащихся к сказке «Теплый хлеб», цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

Словарная работа: настроение, «трудность добра», «охлаждение сердца».
Тип урока: урок-открытие

Ход урока

1. Оргмомент

Цель и задачи урока

 

 

2. Основная часть

Работа по содержанию сказки

 

Герои

 

  

 

 

Жители села, отношение к коню

 

 

  

 

 

Филька

 

 

  

 

 

 

 

Филька и конь

 

 

 

 

 

Выборочное чтение эпизода, как Филька обидел коня

Словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудный путь Фильки к добру

 

 

 

 

 

 

 

 

Минута релаксации

 

 

 

Природа в сказке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение стихотворения

 

Филька у Панкрата

(обсуждение эпизода)

 

 

 

Вторая встреча Фильки с конем

 

  

 

 

 

Итог урока

 

Формула доброты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смысл названия сказки

 

  

Рефлексия

 

 

 

- Ребята, посмотрите друг на друга, загляните друг другу в глаза. Как вы почувствовали себя, что вам хочется сделать? (улыбнуться). Почему? (глаза добрые, ласковые, значит, и люди нас окружают добрые, внимательные).

Вот видите, как много зависит от того, кто нас окружает, нам становится тепло на душе, хочется делать добрые дела. А что такое доброта, добро? В какой цвет вы покрасили бы добро? (светлые краски, красный цвет).

- Да, недаром в сказках говорят: «Добрый молодец, красна девица». Молодцы - это защитники Земли русской, красны девушки  всегда отличались скромностью, добротой).

Перед вами на столах карточки. Добро мы изобразили красным кружком. Напишите, пожалуйста, своё мнение о добре на лучиках нашего солнца. По- вашему мнению, что такое «доброта»? (работа в парах с последующим обсуждением)

Слайд 2

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его.

 - Эти стихи Марка Шехтера станут эпиграфом нашего урока.

-  Ребята, так о чем же мы будем говорить на уроке? (О добре)

Слайд 3

- Верно. Сегодня мы поговорим о добре, о «трудности» добра и о тех, кого как магнитиком притягивает это слово. Я предлагаю вам преодолеть увлекательный путь к Доброте, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. А помощниками на этом пути нам будут герои сказки  К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Слайд 4

- Назовем героев этой сказки?

Слайд 5

Давайте вспомним, почему кавалеристы оставили коня в деревне?

А для этого посмотрим на экран (фрагмент мультфильма)

Слайд 6

 - Почему именно дед Панкрат стал ухаживать за ним? Как жители деревни относились к лошади? (Они отдавали ему всё, обделяя себя, даже сладкую морковку, которой можно было покормить детей).

А ведь была война, голод. Вспомните рассказы своих бабушек о тяжёлых годах войны. Значит, что сплачивало людей? (Доброта).

-Какими были отношения людей и коня? (тёплые, т.е. доверительные, близкие. Конь не боялся людей, зная, что они накормят его).

Слайд 7

- А сейчас давайте познакомимся с главным  героем  и выясним наше к нему отношение. Прочитаем отрывок сказки со слов «Жил в Бережках» до слов: «Да, ну тебя! Надоела!»

- Вам понравился мальчик? Почему? Каким вы его увидели? (Ничего приятного, угрюмый, неласковый)

- А почему он такой? Почему его зовут не Филей или Филиппком, а Филькой? И почему он живёт не с бабушкой или бабулечкой, а с бабкой? А где его родители? Почему они только вдвоём? (Мальчик-сирота, воспитывается бабушкой, у которой еле хватает сил его прокормить)

- Ребята, а кому жалко Фильку? Почему? Кому жалко, поднимите руки? А кому нет? А теперь попробуйте доказать свою точку зрения. (Неласковому и нелюбимому всегда труднее живётся, чем доброму и приветливому, которого все любят)

- Но что изменилось вдруг?  (Конь пришёл к Фильке «Да ну тебя!»)

- Почему автор показал такой резкий переход? (Филька был злой)

- Какой приём использует автор? (антитеза)

- Как вы понимаете прозвище «Да ну тебя!»? (дети показывают жестом руки, чтобы на себе прочувствовать отношение к людям). Да, Филька никого не любит, хочет отмахнуться ото всех, надоели ему все. Этот мальчик показал свою чёрствую холодную душу.

Слайд 8

Обратите внимание на то, как ударил Филька коня? (Ударил по губам).

- Как назвал Филька коня? Что обозначает это слово?

Слайд 9

Христарадник – сложное слово. Нищие, прося милостыню, всегда говорили: «Подайте, Христа ради». Иисус Христос всем помогал, вот и мы должны быть добрыми и отзывчивыми, т.е. походить на него.

- Большая роль в тексте отводится детали, которая по-особому характеризует героя. Какая деталь привлекла наше внимание? (Слеза, что вытекла из глаз коня). Значит, животные тоже плачут, у них тоже есть душа. И Филька ранил его душу.

- Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

Слайд 10

- Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка. (Один ученик рассказывает бабушкину притчу).

- Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком)

- А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

- Давайте, ребята, проследим этот трудный путь Фильки от зла к добру.

- Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

Слайд 11

- А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться? (Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло).

Слайд 12

- Ребята, вы устали? Хотите отдохнуть?

Тогда сядьте удобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте себе добро. У всех оно разное. Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит.  А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Слайд 13

- Какую роль играет в данном эпизоде метель? (Метель как природное явление, и в душе Фильки тоже разбушевалась метель. Он впервые наперекор себе понял свои ошибки и решил их исправить).

- Какие средства выразительности мы можем отметить в описании метели? (эпитеты, олицетворение). Какую роль они выполняют в данном эпизоде?

- Давайте, ребята, проследим, как шёл Филька. Шли ли вы когда-нибудь в метель? Что вы чувствовали? (показывают и говорят о том, что идти очень трудно и страшно. Человек в метель всегда надеется увидеть впереди огонёк, который вселяет надежду: нам откроют дверь, и мы отогреемся).

Когда метель кричит как зверь,-

Протяжно и сердито,

Не запирайте вашу дверь,

Пусть будет дверь открыта.

- Доброта и милосердие – великие вещи. Но как жестоки  бываем мы порой, когда не видим чужого горя, не стучимся в дверь, чтобы помочь. Как равнодушны и бессердечны бываем к тем, кто ждёт от нас помощи.

Слайд 14

- И вот Филька у Панкрата. Давайте прочитаем их разговор по ролям.

- Что стало бы с Филькой, если бы дед Панкрат отмахнулся от него и сказал: «Да ну тебя!»? (Филька верил в деда («он мудрый»), верил в ребят («они хорошие»).

Слайд 15

- Каким же стал Филька? (Филька исправился, и сейчас он не станет отмахиваться, а, наверное, первым придёт на помощь. Хочется в это верить).

Слайд 16

- Мальчик, угощая коня, почувствовал тепло его губ и по - доброму улыбнулся. Губы коня, оказывается, мягкие и тёплые.

Слайд 17

- У Л. Н. Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым. Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

Слайд 18

Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю нам вывести формулу доброты (добрые поступки и добрые слова):

ПОСТУПКИ + СЛОВА=ДОБРОТА

- Давайте составим основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным. Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.)

Слайд 19

А теперь я предлагаю на минутку задуматься, почему же героями сказки являются Филька и конь, а сказка называется «Теплый хлеб»?

Какова же доброта на вкус, по мнению К. Г. Паустовского? (вкус хлеба, теплых рук, труда и заботы друг о друге) 

Сегодня в конце урока я тоже хотела бы подарить вам по кусочку доброты. Вспомните людей, который вложили частичку своей души в этот хлеб, мысленно их поблагодарите.   

Чтобы подвести итог урока, продолжите за мной фразы.

Я сегодня узнала…

Мне понравилось, что…

Мне запомнилось…

Меня заставило задуматься…

Мне сегодня не удалось…

Надо подумать о …

Благодарю всех за …

Слайд 20

Я благодарю вас за урок. Идите…идите дорогою добра!

Автор: Фадеева Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!