Цель урока: Формирование знаний о взаимоотношениях в семье, значении семьи в жизни человека.
Задачи урока:
1. Образовательная: Учить анализировать текстпроизведения, давать адекватную оценку поступкам героев рассказа.
2. Коррекционно-развивающая: Развивать умение обосновывать свою точку зрения; мыслительную деятельность обучающихся; активизировать активный словарь детей
3. Воспитательная: Воспитывать чувство сопереживания и сострадания к близким и уважительное отношение к своей семье .
Оборудование: средства ИКТ, раздаточный материал (Приложение №1)
Этап урока, вид работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя. Введение в тему урока |
- Все готовы? Всё в порядке? Книжки, ручки и тетрадки? Тихо сядем и начнем с классом говорить о том… Краткий пересказ ненецкой народной сказки «Кукушка» : Давным-давно жила на Севере женщина. Было у неё четверо детей. Тяжело ей было их растить и вести хозяйство одной, ведь дети ей ничем не помогали. Играли целыми днями, а на просьбы о помощи всегда отвечали отказом: некогда им помогать - играть надо. От тяжёлой жизни тяжело заболела мать. Стала просить воды, но никто из детей к ней не подошёл. Дети опять были заняты игрой. Превратилась мать в кукушку и улетела от таких детей. Побежали за ней дети, стали прощения просить, но не догнали её. Не захотела мать возвращаться. |
|
3. Определение темы, цели и задач урока.
|
- Ребята, о чем шла речь в этой сказке? - Очень печально, что дети поздно осознали свою ошибку, когда ничего уже нельзя исправить. К сожалению, не только в сказке, но и в жизни бывают ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, не помогают им. Герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились тоже слишком поздно. Сегодня мы проанализируем этот рассказ, сделаем выводы о том, какими должны быть отношения в семье,как необходимо относиться к свои родным и близким людям. |
- Об отношениях между родителями и их детьми. - О заботливом отношении членов семьи друг к другу. |
4. Беседа о семейных отношениях.
5. Задание «Назови одним словом»
6.Коррекцион-ное упражнение «Убери лишнее» |
- Ребята, что вы понимаете под словом « семья»? Семья - это маленькое общество, основанное на браке отца, матери и их детей, которые ведут общее хозяйство, живут общей жизнью ,любят и заботятся друг о друге. - А кого мы называем «роднёй»? - Кого мы называем бабушкой? А дедушкой? Тётей, дядей? - Сегодня мы говорим об отношениях в семье. Отгадайте кому из членов семьи подходит это описание?
Родные, члены семьи – это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, подруга, сестра, дядя, тетя, соседка, племянник, невестка, зять. |
Ответы детей.
Бабушка – мать отца или матери. И т.д.
Самостоятельная работа по карточкам (Приложение №1), самопроверка |
6. Работа по содержанию текста
|
- Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ). 1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой рассказа? 2. О ком, кроме бабки, идет речь в рассказе? 3. Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? 4. Почему вы так считаете? 5. О чём свидетельствуют морщины? 6. Как называли её в семье? 7. А теперь вспомните имя бабки. 8. Как вы думаете, почему автор не называет бабушку по имени? |
Ответы по тексту
Много морщин. О нужде, о тяжёлой доле Бабка, мамаша, старушенция. Нет имени. Ответы детей. |
7. Работа по содержанию рассказа |
- Ребята, давайте вспомним отношение к бабке её домашних. - Почему бабка всех раздражала своим присутствием? - Может ли вызывать раздражение старый человек? - Какие домашние обязанности выполняла бабка? - Кто ей помогал? - Расскажите, пожалуйста, как распределены обязанности в вашей семье - Кем приходится бабке Борька? - Оцените отношение Борьки к бабке. Найдите подтверждение в тексте- Кому не понравилось отношение Борьки к бабке? Почему? - Когда Борька стал задумываться над словами товарища? - О чём задумался Борька после разговора с ним? - С каким вопросом он обращался к бабке? - С какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слов – Поняли ли его родители? - К сожалению, родители не разделили его мнения (зачитать бабкины слова из рассказа). |
Ответы детей
Внук. Груб, неласков У них в семье по-другому.
Борька понял, что к бабке нужно относится по –другому.
Мы тебя обижаем?
Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…Нет. |
8. Физминутка |
|
|
9. Анализ заключительной части рассказа. |
К сожалению, конец рассказа печален. - Какое наследство оставила бабка? - Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. - Почему мать низко наклонилась над сундуком? - А почему отец отвернулся? |
Шкатулку.
Заплакала
Ему стало стыдно. |
- Ребята, почему родители чувствуют вину перед бабкой? - Ребята, почему идет Борька уходит из дома? - Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет взаимопонимания? Можно ли назвать эту семью дружной? - Как вы понимаете заключительное предложение: “Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.- Да, возможно он просил прощения на могиле у бабки. У её последнего пристанища, где её никто не обидит и плакал от отчаянья, что она его не услышит. - А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку? |
Потому что они ее обижали.
Потому что родители не поняли Борьку, ему жалко бабку.
Был на могиле у бабушки, просил прощения.
Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение |
|
|
Семья всегда была самым главным в жизни любого человека. В ней родители и дети любят друг друга, боятся огорчить плохим словом или поступком. Ведь самое страшное – потерять любовь и уважение близких. |
|
10. Коррекционное упражнение «Продолжи предложение» |
Если б я был идеальным родителем, я бы был … Если б я был идеальным ребёнком, я бы был….
|
|
11. Коррекционное упражнение «Собери пословицу» |
Работа с деформированными пословицами: соединить части пословицы в правильном порядке |
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. На что и клад, коли в семье лад |
12. Итог урока |
- Ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке? - Как вы поняли, что самое главное на свете для каждого человека? |
о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. |