Цели: Познакомить детей с устным народным творчеством. Учить детей объяснять значение пословиц и поговорок о семье, загадывать и отгадывать загадки. Расширить знания детей о семье, закрепить понятия о родственных отношениях в семье. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
Развивать внимание, мышление.
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи.
Оборудование: мяч.
Ход занятия
Сюрпризный момент.
Звучит аудиозапись.
- Скажите ребята, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о семье).
Ребята, а у вас есть семья?
- Кто вы для мамы?
- Кто вы для бабушки?
- У кого есть младший брат или сестра? (Называют членов своей семьи).
Ребята, а вы знаете, о том, что о семье существует много пословиц и поговорок.
Пословицы и поговорки - меткие выражения, созданныенародом, мудрые мысли народов.
- Ребята раз пословицы и поговорки это народное творчество. Как вы думаете, кто их придумал? (Поговорки и пословицы придумали люди).
Сегодня мы познакомимся с народным творчеством, а именно с пословицами и поговорками о семье, которые придумали люди.
В гостях хорошо, а дома лучше.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Правильно, это значит, где вы ни были, все равно хочется в родной дом.
В дружной семье и в холод тепло.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Правильно, в дружной семье, дома тепло и уют.
Брат брата не выдаст.
Братская любовь крепче каменной стены.
- Ребята как вы понимаете эту поговорку, и что значит каменная стена? (Каменная стена это защита).
- У кого есть братья, расскажите какие они? (Братья это лучшие друзья. Старший, младший, любимый, добрый, честный, хороший…).
Сестра с сестрою, как река с водою.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Девочки у кого есть сестра, расскажите какая она? (Красивая, ласковая, любимая…).
Для внука дедушка - ум, а бабушка-душа.
- Ребята, бабушки и дедушки какие? (Старенькие, добрые).
Отца с матерью почитать - горя не знать.
Как вы понимаете эту пословицу? Почитать значит уважать, прислушиваться.
- Какие ваши мамы и папы? (Папа храбрый, сильный, справедливый.
- Мама добрая, красивая).
Дидактическое упражнение с мячом «Чей? Чья?» (Приложение 1)
Логопед задает детям вопросы:
Чей ты сын?
Чья ты внучка?
Чей ты брат?
Чья ты племянница? и т.д.
(Я-папин (мамин) сын. Я-бабушкина (дедушкина) внучка и т.д.).
Логоритмическое упражнение «Моя семья» (Приложение 2)
Некоторые дети предварительно подготовившись загадывают загадки (в полной версии)
Подведение итогов
Логопед спрашивает, кому какая пословица, поговорка или загадка понравилась больше и почему.