Цель: познакомить учащихся с рассказом «Как я был мамой»; совершенствовать технику чтения; учить делить текст на логически законченные части и подбирать к ним заголовки; развивать речь, обогащать словарный запас учащихся; воспитывать любовь и уважение к маме, к окружающим людям, желание прийти на помощь в трудную минуту.
Ход урока
I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть латышской песенки «Солнышко да матушка…» учащимися.
- Какими же «делами равные» солнышко и мама?
- Что общего у мамы с солнцем?
Хоровое чтение четверостишия, выученного наизусть.
- Какие подарки вы подарите своим мамам? Расскажите.
Пересказ учащимися рассказа Ю. Яковлева или З. Воскресенской (по выбору).
- Что общего между этими рассказами?
- Какие у мамы голос, руки, сердце?
- Как авторы этих произведений относятся к своим мамам?
- Почему с такой любовью и теплотой они рассказывают о маме?
Работа над пословицами.
- Какие пословицы о маме вы подобрали дома?
- Как вы их понимаете?
(Учащимся, которые не смогли справиться с заданием, можно предложить карточки.)
Карточка
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Родители трудолюбивы, и дети не ленивы.
Мать кормит детей, как земля людей.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Подведение итога проверки домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности
Игра «Узнай слова с одного взгляда».
а та не он где он
но я не её я стал
а ты он ел он там
и их я пил не там
и им и она на нас
Работа над скороговоркой.
Не жалела мама мыла.
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила.
Миле в глаз попало мыло.
- Что ты плачешь, наша мила?
- Я выплакиваю мыло.
Заучивание четверостишия наизусть.
Мама! Так тебя люблю,
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю
Дам названье «Мама».
Беседа.
- В какие игры вы любите играть?
- Какими игрушками играют мальчики, девочки?
- Мальчики, а вы никогда не мечтали быть девочками?
А вот герой стихотворения Э.Успенского мечтал!
Коллективное чтение мальчиками стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой».
Беседа.
- Кому хотел оказать помочь герой стихотворения?
- Что он мечтал сделать?
- А под силу ли эта работа мальчикам?
- Почему огорчён герой?
III. Сообщение темы и задач урока.
Представьте себе, одному мальчику однажды пришлось быть даже мамой. Как он справился с ролью мамы, мы узнаем сегодня на уроке.
IV. Восприятие и осознание нового материала
Комбинированное чтение рассказа «Как я был мамой» по Я. Сегелю (с. 67-71 учебника).
- Сколько лет было герою рассказа, с которым произошла эта история?
Аудирование.
Учитель использует вопросы в учебнике на с. 72.
Физкульминутка «Ноги».
Подготовка к чтению рассказа учащимися.
Прочитать слова:
де-жур-ный о-пе-ри-ро-вать ус-по-ка-и-вал-ся
у-ди-вил-ся ти-хо-неч-ко на-зав-тра
под-ни-май-ся при-го-то-вил-ся спе-ци-аль-но-е
по-сре-ди-не бы-стрень-ко об-ра-до-вал-ся
ко-ри-до-ра за-ме-ча-тель-но вы-дав-ли-вал
вскрик-нул сол-неч-ный у-лыб-нул-ся
по-нра-ви-лось пе-ре-сте-лил ку-выр-кал-ся
ап-пен-ди-цит по-у-доб-не-е при-го-ва-ри-вал
Лексическая работа.
Аппендикс – червеподобный отросток слепой кишки.
V. Закрепление и осмысление знаний.
Повторное чтение рассказа «Как я был мамой», деление его на части и составление плана.
I часть – от начала и до слов «…вызвал по телефону «Скорую помощь»».
- Что произошло с героем рассказа в школе?
- Как вы понимаете выражение носиться как пуля; стал белый как мел?
- Как вы озаглавите первую часть рассказа?
План.
1. Герой рассказа попал в больницу.
2. Рядом с Вовой мама.
3. Знакомство героя с Сашей.
4. Игрушки для малыша.
5. Как герой рассказа кормил Сашу.
6. Колыбельная.
7. «Саша, не плачь, мама здесь!»
8. Уход за малышом после операции.
9. Благодарный Саша.
II часть – от слов «… Доктор в больнице…» до слов «.. чтобы он не слишком шалил».
- Чем был болен мальчик?
- Кто ухаживал за Вовой?
- Прочитайте, как мама ухаживала за сыном.
- Озаглавьте вторую часть рассказа.
III часть – от слов «… А ещё в нашей палате…» до слов «… ему вторую конфету…».
- Как звали другого мальчика?
- Сколько ему было лет?
- Почему рядом с ним не было мамы?
- Как герой рассказа познакомился с Сашей?
- Дайте название этой части рассказа.
IV часть – от слов «… Он съел и её…» до слов «… не зашло солнце».
- Расскажите, какие игрушки сделал мальчик для Саши.
- Озаглавьте четвёртую часть рассказа.
V часть – от слов «… Но тут принесли ужин …» до слов «…а я вытирал Саше…».
- Расскажите, как мальчик кормил малыша.
- Как вы озаглавите эту часть рассказа?
VI часть - от слов «… Потом я перестелил…» до … и Саша уснул».
- Озаглавьте шестую часть рассказа.
VII часть – от слов «… На другое утро…» до слов «… И он тут же успокаивался».
- Как вы думаете, почему Саша назвал мальчика мамой?
- Используя слова из этой части, озаглавьтё её.
VIII часть – от слов «… Назавтра Саше…» до слов «… не скучал со мной».
- Найдите в тексте и прочитайте, что такое наркоз.
- Чему обрадовался малыш?
- Расскажите, как мальчик выхаживал Сашу после операции.
- Дайте заглавие этой части рассказа.
IX часть – от слов «… А ещё на другой день…» и до конца.
- Озаглавьте последнюю часть рассказа.
Работа над рисунком (с. 68 учебника).
- Какими строками из рассказа можно подписать рисунок?
VI. Обобщение и систематизация знаний
Пересказ рассказа «как я был мамой» учащимся от третьего лица.
Беседа.
- Почему маленький Саша привлёк внимание героя рассказа?
- Почему Саша стал называть его «мамой»?
- Смогли бы вы поступить так же, как герой рассказа?
Работа над пословицами (с. 72 учебника).
VII. Итог урока
- Какую тему учили на уроке?
- Понравился ли вам герой рассказа?
- Чем именно? Расскажите.
VIII. Домашнее задание
Подготовить пересказ рассказа «Как я был мамой» (1-й ряд – I-III части, 2-й ряд – IV-VI части, 3-й ряд – VII-IX части).