Цель: познакомить учащихся со сказкой «Чудесный клад»; учить составлять план; обогащать словарный запас; развивать технику чтения, умение искать поучительный смысл; воспитывать трудолюбие, сознательное отношение к труду.
Ход урока
I. Повторение изученного материала. Проверка домашнего задания
1) Чтение по ролям С. Гарина «Прозрачный слоник».
Беседа.
- Какой подарок из Донбасса собирался привезти папа девочке?
- Какой подарок он привёз?
- Найдите и прочитайте, как девочка определяла, из чего сделан слоник.
- Откуда в донецких шахтах взялась соль?
2) Пересказ отрывка из рассказа об образовании каменной соли.
3) Выставка рисунков учащихся.
- С какой картиной познакомились на прошлом уроке?
- Кто её автор?
- Какие царевны подземного царства изображены на картине?
- Какую царевну нарисовали вы? расскажите о ней?
4) Сообщение учителя.
- У нас в Украине существует прекрасный обычай: самых дорогих и желанных гостей встречай хлебом-солью.
- Какую примету, связанную с солью, вы знаете? (Если рассыпать соль – быть ссоре.)
Соль необходима в жизни человека. Её употребляют в пищу, но делать это надо только в разумных, небольших количествах. Сегодня купить соль можно в любом магазине, раньше люди не имели такой возможности. Её ценили на вес золото. И когда соль рассыпали, то возникал скандал. Поэтому и сохранилась примета о рассыпанной соли.
5) Сообщения учащихся о других полезных ископаемых Украины.
Нефть
Нефть – маслянистая тёмно-бурая жидкость. На бумаге она оставляет жирное пятно. Легче воды. Если налить в стакан немного воды и нефти, то внизу будет вода, а сверху – нефть. Нефть горит коптящим пламенем, выделяет больше тепла, чем каменный уголь.
Нефть образовалась очень давно, преимущественно на морском дне. Из нефти делают пластмассу, резину, ткани, краски, лекарства, используют как топливо. У нас в Украине нефть добывают вблизи Карпатских гор.
Природный газ.
Бесцветен, с едва уловимым запахом. Легче воздуха, от огня вспыхивает и горит синеватым пламенем. Во время горения выделяет много тепла. Залегает глубоко в земле. Чтобы его добыть, бурят скважины. В них опускают металлические трубы. По этим трубам газ поднимается, и его отводят в газопроводы. Природным газом мы ежедневно пользуется в быту. Из него делают резину, пластмассы. Залежи природного газа имеются в Сумской и Харьковской областях, в частности Шебелинское месторождение.
6) Подведение итога проверки домашнего задания.
II. Мотивация учебной деятельности.
Работа над скороговоркой.
На реке поймали рака,
Из-за рака вышла драка.
Это Лера-забияка
Снова в реку бросил рака.
Дидактическая игра «Пирамида» (в полной версии)
Беседа.
- Мы много говорили о полезных ископаемых. Что нужно сделать человеку, чтобы добыть полезные ископаемые? (Потрудиться, приложить умение.)
- Чем живёт человек?
Игра «Отгадай пословицу по двум словам».
а) Руки, скуки. (Умелые руки не знают скуки.)
б) Кормит, портит. (Труд кормит, а лень портит.)
в) Труда, пруда. (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)
Работа над пословицами.
Без хозяина – земля круглая сирота.
Земелька чёрная, а хлебец белый родит.
Земля заботу любит.
Земля хоть и кормит, но и сама есть просит.
Земля – кормилица.
Земля не уродит – никто не наградит.
Кто землю лелеет, того и земля жалеет.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
- Как вы понимаете пословицы?
III. Сообщение темы и задач урока.
На уроке будем читать молдавскую народную сказку «Чудесный клад», составим план этой сказки.
IV. Восприятие и осознание нового материала
Комбинированное чтение молдавской народной сказки «Чудесный клад».
Лексическая работа по учебнику с. 89.
- Какие слова непонятны в сказке?
Чтение сказки по частям. Составление плана.
I часть. «Жужжащее» чтение первой части сказки учениками.
- Используя текст сказки, дополните предложения подходящими словами.
- О чём спрашивали соседи сыновей?
- Что отвечали им на это сыновья?
- Придумайте заглавие к первой части.
План
1. Отец работал, а сыновья бездельничали.
2. Старик заболел от горя.
3. Открытая тайна.
4. Клад не нашла.
5. Вместо горшка с золотом – камень.
6. Посадили братья виноград.
7. Драгоценный клад.
II часть. Чтение шёпотом.
- Почему отец не мог работать?
- Что произошло с садом?
- Отчего заболел старик?
- Озаглавьте эту часть сказки.
III часть. Чтение по ролям.
- Как вы понимаете выражения: сжались у сыновей сердца, работать не покладая рук?
- Прочитайте, какую тайну открыл отец сыновьям.
- Какое заглавие дадите этой части?
IV часть. Коллективное чтение.
- Прочитайте, как трудились сыновья.
- Как озаглавили четвёртую часть
V часть. Чтение вслух.
- Что предложил младший брат?
- Удалось ли им на этот раз найти горшок с золотом?
- Что нашли вместо него?
- Озаглавьте данную часть сказки.
VI часть. Самостоятельное чтение про себя.
- Что решили братья сделать с камнем?
- Как они трудились на этот раз? Прочитайте.
- Что посадили братья на пышной и мягкой земле?
- Как озаглавите эту часть сказки?
VII часть. Чтение «цепочкой».
Поработайте в парах по карточкам. Дополните предложения нужными словами.
Карточка 1
а) Человек был … и … (старательный и трудолюбивый).
б) Работал с … до … (раннего утра до позднего вечера).
в) Сыновья были …, …, …, а работать … … (рослые, красивые, сильные, а работать не хотели).
г) Отец …, а … сыновья … (трудился, сидели).
Карточка 2
1. Разросся … да … виноградник (большой, хороший).
2. Созрели …, гроздья (сочные, сладкие).
3. Собрали братья … урожай (богатый).
4. Оставили … … …, а остальное … (себе сколько нужно, продали).
- Прочитайте, что сказал старший брат.
- Придумайте заглавие к последней части сказки.
Работа над пословицами с. 91 учебника.
- Прочитайте пословицы.
- Соответствуют ли они содержанию сказки?
V. Закрепление и осмысление знаний.
Беседа.
- Какой клад искали братья?
- Как вы думаете, какой драгоценный клад они нашли?
Выборочное чтение.
- Прочитайте отрывок, в котором сказано, какой урожай даёт хорошо обработанная земля.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Чтение стихотворения В. Викторова «Два брата».
За домом едва пожелтела трава,
два брата рубили дрова.
Один это делал спустя рукава,
другой – засучив рукава.
Лексическая работа.
- Как понимаете выражения: трудиться спустя рукава и засучив рукава?
Эти выражения зародились в те далёкие времена, когда носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 см, а у женщин были длиннее на 40 см. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами – будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить. Народ приметил это и стал говорить о людях, которые делали что-нибудь лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что их и засучивать не надо.
Беседа.
- Какими были сыновья в начале сказки?
- Как они трудились, чтобы получить богатый урожай винограда? Ответьте словами из стихотворения В. Викторова.
VII. Итог урока.
- Какие пословицы о труде вы запомнили?
- Чему учит сказка?
VIII. Домашнее задание.
Пересказать сказку по плану, нарисовать иллюстрацию к сказке.