Цель урока:
Оборудование: карточки с пословицами, стихотворениями предметные картинки с изображениями кота и кита.
Проверка домашнего задания.
Выборочное чтение.
- Прочитайте в статье правила чтения.
- Какие советы вы бы дали своим одноклассникам по поводу того, как нужно читать?
Конкурс на лучшего чтеца скороговорок, подготовленных дома.
Выразительное чтение стихотворений, отрывков из любимых сказок, рассказов.
- Какие пословицы о речи, о слове вы подобрали дома?
- Прочитайте пословицы.
- Объясните, как вы понимаете эти пословицы.
- А какие из пословиц вы запомнили с прошлого урока?
Игра «Весёлые звуки»
Учёный-преучёный кот
Читал слова наоборот.
… И только вывеску «Дом мод»»
Кот изменить не смог.
Тогда перевернул он год –
И получился … (дог)
Игра «Звук заблудился»
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Лежит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки (сушки).
На болоте нет дорог,
Я по кошкам (кочкам) –
Скок да скок!
На евшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.
Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасёт овей в горах.
Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки) над волнами.
Идёт спокойно, не спеша,
Пусть видят все, как хороша.
Удобна и прочна рубаха,
В которой ходит… (черепаха)
Птица над волной летала,
В воду буква Ч упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву Л.
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет. (Чайка – Лайка).
Та-та-та – у нас дома чистота.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Ать-ать-ать – мы идём гулять.
Ат-ат-ат – берём с собой самокат.
С виду бабушка Улита
И сурова и сердита.
Вы зайдите в гости к ней
Да отведайте сластей.
Игра «Кто больше составит слов».
- Прочитайте слоги и составьте как можно больше слов с первым слогом каждой пары.
на ла, са ра, та да, за ца
ан ал, ас ар, ат ад, аз ац
Чтение «цепочкой» стихотворения Б. Заходера «Кит и Кот» учащимися
- О ком прочитали стихотворение?
- Чем были необычны Кот и Кот?
- Почему они занимались не свойственными им делами?
Сообщение темы и задач урока
- Сегодня на уроке прочитаем и узнаем о заколдованной букве, будем учиться говорить чётко, красиво, внятно и понятно.
Чтение рассказа «Заколдованная буква» по В. Драгунскому учителем.
- А вы можете назвать слова, которые не могли правильно произнести ребята?
Самостоятельное чтение рассказа учащимися шёпотом.
- Прочитайте чётко, правильно многосложные слова с доски:
двор-ни-ком
скри-ви-лась
у-лы-ба-лись
вы-ва-лил-ся
не-пра-виль-но
вы-свис-ты-ва-ет-ся
по-ка-ти-лись
не-ви-даль
при-кла-ды-вать
ша-та-ют-ся
про-го-ло-дал-ся
ос-та-но-вил-ся
Лексическая работа
- Как вы понимаете следующие выражения из рассказа?
Чтение рассказа учащимися по ролям
Работа с учебником, с. 54-55.
а) Чтение учителем стихотворение С. Михалкова «Сашина каша».
б) Самостоятельное чтение стихотворения учениками вслух.
в) Беседа.
- Для чего ребятам нужен переводчик?
- Кто может помочь Саше?
- Прочитайте, как нужно говорить.
- Почему мальчик не говорит красиво, чётко, ясно?
- Подберите слова, близкие по значению к слову корёжит. (Искажает, перекручивает, мямлит).
- Что значит «буквы глотает»?
Работа над пословицами
- Прочитайте пословицы, объясните их значение.
Выразительное чтение стихотворения учащимися.
Беседа
- Как называется рассказ, который читали на уроке?
- Что значит слово заколдованная?
- Каким вы считаете рассказ «Заколдованная буква»?
- Почему В. Драгунский так назвал свой рассказ?
- В какие игры со словами вы бы поиграли с Алёнкой, Мишкой Дениской?
Хоровое чтение стихотворения с. Михалкова «Сашина каша».
Игра «Узнай слова с одного взгляда"
- Произнесите каждое слово быстро, чётко, внятно и чтобы всем было понятно.
Чтение учащимися коллективно стихотворения Б. Заходера «Товарищам детям».
- Чего хочет автор стихотворения?
Работа над пословицами
- Как вы понимаете эти пословицы?
- Какие из этих пословиц перекликаются с прочитанными на уроке произведениями?
- Какой совет вы бы дали Саше? (ответы учащихся)
- Какой должна быть наша речь?
- Чему учат нас рассказ и стихотворение?
- Похожи ли ребята в стихотворениях В. Драгунского и С. Михалкова? Чем похожи?
- Почему вы так считаете?
- Одинаково ли к ним относятся авторы?
Домашнее задание
Подготовиться к чтению по ролям рассказа «Заколдованная буква», научиться выразительно читать стихотворение С. Михалкова.