Разработка соответствует требованиям программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов, выполнена по учебнику 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор-составитель З.Ф. Малышева
Цель урока:
Знакомство со 2-ой частью сказки «Серая Шейка» по Д. Мамину-Сибиряку (чтение, понимание и взаимосвязь 1-ой и 2-ой ч.).
Задачи урока:
1. Коррекционно-образовательные:
- При знакомстве с художественным произведением русского писателя совершенствовать технику чтения, умения работать с текстом..
- Вырабатывать умения давать полные ответы на вопросы, давать элементарную оценку героям, определять черты характера персонажей, выказывать собственное отношение к героям.
- Учить находить в тексте описание природного пейзажа и понимать средства языковой выразительности.
2. Коррекционно-развивающие:
- Обогащать и активизировать словарь учащихся, расширять объём эмоционально-оценочной лексики.
- Развивать и корректировать восприятие учащихся.
- Развивать устную речь учащихся, умения вести диалог..
- Учить анализировать, сопоставлять, делать выводы по прочитанному.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению.
- На примере событий и персонажей воспитывать положительные нравственные качества личности (сопереживание, желание помочь беззащитным).
- Воспитывать уважение друг к другу (умения выслушивать мнения других).
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку, приветствие.
2. Сообщение темы урока (чем сегодня будем заниматься на занятии).
- Сегодня мы продолжим с вами после проверки домашнего задания знакомиться с последними событиями и новыми героями сказки Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».
3. Работа с домашним заданием.
- Как называется сказка, которую мы с вами начали читать на предыдущем занятии?
- Что вам было задано на дом? (чтение 1-ой части, ответы на вопросы).
Давайте проверим, как вы выполнили домашнее задание.
- Объясните, почему сказка названа «Серая Шейка»?
- Кто такая Серая Шейка?
- В какое время года происходит история с уткой?
- Почему мы так решили?
- Найдите в 1-ой части описание изменений в природе поздней осенью.
- Найдите описание реки.
Словарная работа: СОННАЯ РЕКА (как вы понимаете?).
- Как птицы готовились к отлету? (найти в тексте 1-ой части).
- Почему Серая Шейка не готовилась лететь вместе со всеми? (найти строки в тексте).
- Почему у Серая Шейка плакала? Что её ожидало?
Словарная работа:
- Утке Серой Шейке предстояло остаться одной. В русском языке есть слово, которое обозначает чувство, когда кто-нибудь остается один – ОДИНОЧЕСТВО.
А если кто-нибудь остается в одиночестве, то он становится БЕЗЗАЩИТНЫМ.
Серая Шейка оставалась беззащитной. И это понимала старая утка.
- Найдите в тексте строки, которые подтверждают, что старая утка переживала за Серую Шейку, что та останется в одиночестве и совсем беззащитной.
- Что старая утка посоветовала Серой Шейке?
- Найдите в тексте абзац, который начинается словами: «Серая Шейка осталась на реке одна…».
- Что подумала Серая Шейка, оставшись одна? Почему она так подумала?
- Как вы думаете, очень ли стало страшно Серой Шейке, когда она осталась одна? Боялась ли она?
Словарная работа:
- Когда кому-то очень страшно, или кто-то бывает чем-нибудь напуган, то говорят «душа в пятки ушла».
4. Чтение 2-ой части сказки.
Вопросы после прочтения:
- Как жилось Серой шейке одной?
- Куда от скуки отправилась Серая Шейка?
- С кем в лесу познакомилась Серая Шейка?
- Как произошло знакомство с зайцем?
- Что рассказал заяц о своей жизни?
- Был ли заяц таким же беззащитным, как и Серая Шейка?
- Что рассказал заяц о своих врагах и страхах? Что сказал о лисе?
Прочитаем последний абзац текста второй части, где описывается, что происходило в природе в последующие дни.
Словарная работа:
- Найдите строки в тексте, где встречаются слова: сонная река, одиночество, беззащитная, душа в пятки ушла.
5. Итог урока.
- Какие чувства, и какое настроение создается у нас после прочтения двух частей сказки «Серая Шейка»?
6. Домашнее задание. Читать 2-ую часть, отвечать на вопросы.