Внеклассное мероприятие "По тропе Паустовского"

Игра для младших школьников по рассказам и сказкам Константина Георгиевича Паустовского.

Цель: развитие познавательной и творческой активности воспитанников.

Задачи:

  • обобщить знания детей по произведениям К.Г. Паустовского;
  • развивать умение применять на практике знания, полученные на уроках русского языка, математики и окружающего мира;
  • воспитывать в детях нравственные качества, умение восхищаться окружающей нас природой.

Подготовительная работа: чтение рассказов и сказок К. Паустовского, героями которых являются животные и люди ("Резиновая лодка", "Барсучий нос", "Теплый хлеб", "Квакша", "Растрепанный воробей", "Стальное колечко", "Подарок", "Дремучий медведь", "Заботливый цветок", "Артельные мужички").

Ход мероприятия

"Мещера - остаток лесного океана… Нет большего отдыха и наслаждения, чем идти весь день по этим лесам, по незнакомым дорогам к какому-нибудь дальнему озеру".

К. Г. Паустовский

Писатель Константин Георгиевич Паустовский в десятках своих восхитительных рассказов воспел рязанскую Мещерскую сторону, и имя его навсегда теперь связано с этим лесным краем за рекой Окой.

К.Г. Паустовский (31.05.1892 - 04.07.1968) русский советский писательК.Г. Паустовский (31.05.1892 - 04.07.1968) русский советский писатель

В октябре 2019 года в Солотче состоялось торжественное открытие Тропы Паустовского. Разработано 5 туристических маршрутов протяженностью от 7 до 30 км. Все они составлены по описанию автора. Отправимся и мы по Тропе Паустовского…

Нас ждут три маршрута. На каждом из них мы сделаем пять остановок, чтобы выполнить интересные задания и полюбоваться видами Мещерской стороны. Итак, выбирайте маршрут.

Маршрут 1

Задание 1. Вспомните первое слово в названиях произведений К.Г. Паустовского.

… колечко (Стальное)
… медведь (Дремучий)
… хлеб (Теплый)
… мужички (Артельные)

Какой частью речи являются эти слова? (Имена прилагательные)

Задание 2. Какой предмет попросила сделать Варя артельных мужичков?

Разберите слово по составу это слово. (Поясок)

Задание 3. Вспомните второе слово в названиях произведений К.Г. Паустовского.

Барсучий … (нос)
Теплый … (хлеб)
Дремучий … (медведь)
Резиновая … (лодка)

Назовите орфограмму в этих словах. (Парный согласный в корне слова)
Подберите проверочные слова. (Нос - носы, хлеб - хлеба, медведь - медведи, лодка - лодочка)

Задание 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Объясните смысл пословицы.
В какой сказке К. Г. Паустовского главную мысль можно выразить этой пословицей? (Дремучий медведь)
Кто и почему помог главному герою? (Растения, птицы, насекомые и рыбы помогли Пете, потому что он по-доброму относился к ним, они стали его друзьями)

Задание 5. Определите падеж имен существительных

Озеро (И. п.) около берегов (Р. п.) было засыпано ворохами (Т. п.) желтых листьев (Р. п.). (Барсучий нос)
Мы прошли первый маршрут до конца. Давайте отправимся в Галерею и полюбуемся дивным пейзажем. (Демонстрация фотографии Урженского озера)

Перед вами на фото озеро Урженское. Это озеро упоминается в рассказе Паустовского "Подарок". А мы отправимся к началу пути и выберем новый маршрут.

Маршрут 2

Задание 1.

Решите задачу: артельный мужичок перерубает ячменный стебель с 5 ударов. Сколько раз он ударит, чтобы срубить 7 стеблей. (35 раз)

Задание 2.

Найдите значение выражения и узнаете, сколько раз пробили стенные часы в начале рассказа "Растрепанный воробей":
(92 - 28) : (32 : 4) (8 раз)

Задание 3.

Решите задачу: за 6 часов белка запасла 3 полных дупла сосновых шишек. Сколько времени ей потребуется, чтобы набрать 6 дупел шишек? (12 часов)
Вспомните название рассказа, в котором говорится об этом. (Заботливый цветок)

Задание 4.

Чтобы сделать мост через болото, лягушки построились парами. Всего получилось 30 пар. Сколько лягушек приняли участие в строительстве моста? (60 лягушек)
Из какой сказки этот сюжет? (Артельные мужички)

Задание 5.

В 8 часов утра ласточка отправилась за дождем. Два часа она собирала других ласточек. Еще два часа ласточки летели до дождя. Обратный путь занял 4 часа.
В котором часу прольется долгожданный дождь? (В 16 часов)

Второй маршрут пройден. Теперь снова заглянем в нашу Галерею. (Демонстрация фотографии Белого озера)
Перед вами озеро Белое - красивое и наиболее глубокое из озер Рязанской Мещеры.
Отдохнув и полюбовавшись прекрасным видом, отправимся в путь по третьему маршруту.

Маршрут 3

Задание 1.

Для кого заготавливали дрова артельные мужички, когда их увидела Варя? (Для жужелицы)
К какой группе животных относится жужелица? Обоснуйте ответ. (Насекомые. У жужелицы 6 ног, как у всех насекомых)

Задание 2.

О каком растении говорится в рассказе "Заботливый цветок"? (О кипрее)
Как по-другому называют этот цветок? (Иван-чай)
О ком и как "заботится" кипрей? (Кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Он согревает воздух и почву и не дает замерзнуть молодым растениям)

Задание 3.

От чего Варюша в сказке "Стальное колечко" испытала "огромную радость"? (Варюша увидела, услышала и почувствовала приход весны)
Расскажите, какие признаки весны заметила Варя? (В лесу распустились подснежники, запели птицы, подул теплый ветерок, с деревьев полетела пыльца)

Задание 4.

"У каждого зверя свое соображение". Как один из артельных мужичков объяснил, почему мышь "не любит палого листа"? (Сухой лист шуршит и привлекает к мыши внимание хищников)

Задание 5.

О каком природном явлении говорится в рассказе "Подарок"? (Листопад)
Каково значение этого явления? (Если бы деревья не сбрасывали листья на зиму, они бы погибали под тяжестью снега; листья испаряют влагу, и дерево может погибнуть от жажды)

Как дед Митрий объяснил, почему березка в комнате сбросила листья? (Из чувства дружбы. "Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели?")
Третий маршрут пройден. Пройдем в Галерею. (Демонстрация фотографии реки Пра)

Река Пра - левый приток Оки. Она протекает по живописным местам Мещеры. Лучше всего Пру описывал Паустовский - "певец" Мещеры. Он называл ее самой "девственной (то есть нетронутой) и таинственной".

Подведение итогов

Наше путешествие закончилось.

  • Мы вспомнили рассказы и сказки К. Г. Паустовского. Понравилось ли вам шагать по Тропе Паустовского?
  • О чем автор призывает задуматься своих читателей? (Ответы детей)
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!