Конспект урока чтения для 6 класса коррекционной школы "Из прошлого нашего народа"

Урок по чтению в 6 классе коррекционной школы направлен на расширение у обучающихся знаний об историческом прошлом России через чтение и анализ художественного произведения С.П. Алексеева "На берегу Невы".

Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.

Ключевые слова: Петр I, Санкт-Петербург, Нева, личность Петра I, первый русский Император, Россия – Великая Империя, Александр Меншиков.

Цель урока: знакомство с рассказом С.П. Алексеева "На берегу Невы".

Задачи:

  • познакомить обучающихся с рассказом С.П. Алексеева и историей создания города Санкт-Петербурга;
  • повысить познавательный интерес к истории нашей страны;
  • отрабатывать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
  • воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

- На уроках чтения уже в течение нескольких недель мы с вами путешествуем по страницам истории нашей страны.
- И сегодня мы продолжим открывать для себя страницы истории.

Постановки темы, цели и учебных задач урока

- Ребята, мы должны выполнить задание, чтобы определить тему нашего урока. На доске вы видите таблички со словами.
- Расположите их в правильной последовательности и назовите тему нашего урока. (Обучающиеся собирают из слов тему урока)
- Тема нашего урока "Из прошлого нашего народа".

- О чем мы сегодня узнаем на уроке? (о прошлом, об истории нашей страны)
- Для того чтобы достичь цели урока, что мы с вами должны делать? (ответы учащихся)
- Сформулируйте, пожалуйста, самостоятельно задачи урока с опорой на таблички. (На доске таблички: читать, слушать, отвечать, обучающиеся дополняют фразы)

  • Читать … (выразительно)
  • Слушать … (внимательно)
  • Отвечать … (громко, четко, полными предложениями)

Актуализация опорных знаний

- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С рассказом Сергея Петровича Алексеева "Без Нарвы не видать моря")
- Посмотрите на портреты и выберите из них те, на которых изображены герои этого рассказа. (Портреты на доске)
- Назовите героев этого рассказа. (На доске таблички с именами)

Таблички с именамиТаблички с именами

- Кто такой Петр I?
- Кто такой Александр Меншиков?
- А кто изображен на третьей иллюстрации? Он является героем рассказа С.П. Алексеева "Без Нарвы не видать моря"?

- Портрет М.В. Ломоносова мы исключаем из этого ряда, потому что он не является героем рассказа "Без Нарвы не видать моря".
- Вспомните, что вы знаете о Михаиле Васильевиче Ломоносове.

М.В. Ломоносов – великий ученый, гений. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ

- Но вернемся к рассказу. Что вы узнали о знакомстве Петра I и Александра Меншикова из рассказа?
- Почему рассказ называется "Без Нарвы не видать моря"? Что такое Нарва?

- Петру I необходимо было взять шведские крепости и выйти к морю. Почему? (России нужен был выход к морю, чтобы строить корабли, плавать в другие страны, торговать с ними)
- В рассказе нам встретились устаревшие слова. Вспомним, что они обозначают.
Задание на карточках: соедини слово и его значение.

Обозы

Возок

Величают

Гвардия

Фокус

Потешное войско

называют с уважением

отборные, лучшие войска

забавное (детское) войско

легкая повозка

телеги, груженные военным имуществом

Самопроверка по образцу на слайде.
- Проверьте свои работы. Поставьте напротив правильных ответов +, напротив неправильных - .

  • Обозы – телеги, груженные военным имуществом.
  • Возок – легкая повозка.
  • Величают – называют с уважением.
  • Гвардия – отборные, лучшие войска.
  • Фокус – шутка, проделка.
  • Потешное войско – забавное (детское) войско.

Открытие новых и закрепления ранее изученных знаний

- На слайде записан эпиграф к нашему уроку. Это строки из произведения А.С. Пушкина. (учитель читает эпиграф)

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

- Подумайте и скажите, о ком писал поэт.
- Почему эпиграфом к нашему уроку я взяла эти строки? Как они связаны с темой нашего урока?
- Верно, сегодня на уроке мы продолжим разговор о великих делах Петра I.

- А теперь внимание на экран. На экране написаны слова Петр I, Санкт-Петербург. Как они связаны?
- Правильно, Петр I основал город Санкт-Петербург.
- А вы знаете, как был основан этот город? (ответы детей)

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом Сергей Петровича Алексеева. Как вы думаете, о чем мы узнаем из этого рассказа?
- Посмотрите еще раз на слова на экране.
- Верно, сегодня мы узнаем об истории создания города Санкт-Петербург.

- Рассказ называется "На берегу Невы". Как вы думаете, почему такое название выбрал автор? (Если обучающиеся затрудняются ответить сразу, то учитель предлагает им вернуться к этому вопросу после исторической справки)

Историческая справка

27 мая по новому стилю (16 мая по старому стилю) 1703 года в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена крепость. План будущей крепости начертил сам Петр I. Именно с этого места и началась история города Санкт-Петербурга.

Спустя несколько лет крепость была названа Петропавловской – по названию ее главного собора имени апостолов Петра и Павла. Первыми зданиями Петербурга стали домик Петра и огромный дом Меншикова на Васильевском острове. Всего за несколько лет вокруг крепости на Неве вырос город Санкт-Петербург, город мостов, дворцов, музеев и парков.

Первые годы главной частью города являлся Городской (ранее Петроградский) остров. Здесь находились служебные здания, ремесленные села и воинские части. Соединял Городской остров и Петропавловскую крепость подъемный мост.

Через 9 лет после основания, в 1712 году, Санкт-Петербург стал столицей России, а в 1713 году сюда переехал и Сенат (это князья и бояре, которые помогали царю управлять государством). Так при Петре I Санкт-Петербург стал столицей Российской Империи.

Многие поэты и писатели посвящали свои произведения Петру I и Санкт-Петербургу. И С. Алексеев не был исключением. И сегодня, прочитав его рассказ "На берегу Невы", мы узнаем, как рассказывает писатель об основании города.

Словарная работа

- В рассказе нам встретятся незнакомые слова.

Устье реки – место реки, где она впадает в море.

- С уроков географии вы знаете, что устьем реки называется место, где река впадает в море. (Учитель показывает на слайде)

Ботфорты – высокие сапоги.

Санкт-Петербург – город святого Петра.

Первичное чтение учителем

- Обратимся к тексту рассказа. Я читаю, а вы внимательно слушаете и следите.

Беседа по содержанию рассказа

- Кто является главным героем рассказа?
- Почему на берегах Невы было трудно проехать и не было жилья?
- Что задумал царь?

- Почему Петр I решил построить город именно на берегу Невы?
- Согласился ли с ним Меньшиков?
- Когда был основал город Санкт – Петербург?

Закрепление нового материала

Чтение рассказа обучающимися по цепочке. Выборочное чтение.

- Ответим на вопросы по тексту рассказа. С кем отправился Петр к устью Невы?
- Где высадились Петр I с А. Меншиковым?
- Как выглядел остров? Найдите описание острова в тексте.

- Кого увидели они на острове?
- Как выглядело море? Найдите описание моря в тексте.
- Что решил построить на острове Петр?

- Как назывался остров, на котором заложили камень для строительства крепости Санкт-Петербург?
- В каком году заложили камень для строительства крепости? Найдите ответ в тексте.
- Как называют город Санкт-Петербург?

Подведение итогов

- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним рассказом о великом человеке, который сумел сделать из России великую Империю.
- Петр I стал первым русским Императором, а Россия – Великой Империей.

Рефлексия "Лесенка успеха"

Рефлексия "Лесенка успеха"Рефлексия "Лесенка успеха"

- Оцените свою работу на уроке. Если у вас все получилось, поставьте фигурку на верхнюю ступеньку, если было трудно – на вторую, и если ничего не получилось – на нижнюю.

Домашнее задание
- Подготовить пересказ текста по плану на стр. 60.

Просмотр видеофильма

- В Санкт-Петербурге, городе, который основал Петр I, очень много достопримечательностей.
- В конце нашего урока я предлагаю вам посмотреть видеофильм о городе на Неве. И совершить небольшую виртуальную экскурсию по городу.
- Но перед просмотром видеофильма я хочу обратить еще раз ваше внимание на то, где был построен этот город. Его строили на болоте, где до этого не ступала нога человека.

- Вам понравилась экскурсия?
- Подберите слова (прилагательные), которые могут охарактеризовать современный Санкт-Петербург.
- Закончить наш урок мне хотелось бы словами Александра Сергеевича Пушкина:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

- Эти слова поэт написал о Петре I, о великом реформаторе, который сделал очень много для развития нашей страны.
- Но Петр I был не одинок в своем стремлении преобразить Россию. Были и другие великие умы, которые трудились на благо нашей страны.
- И мы с вами должны помнить, что живем в великой стране, и наш народ всегда трудился на благо России.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!