Урок по чтению в 6 классе коррекционной школы направлен на расширение у обучающихся знаний об историческом прошлом России через чтение и анализ художественного произведения С.П. Алексеева "На берегу Невы".
Методическая разработка может быть интересна не только учителям коррекционных, но и общеобразовательных школ.
Ключевые слова: Петр I, Санкт-Петербург, Нева, личность Петра I, первый русский Император, Россия – Великая Империя, Александр Меншиков.
Цель урока: знакомство с рассказом С.П. Алексеева "На берегу Невы".
Задачи:
Оборудование: презентация, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.
- На уроках чтения уже в течение нескольких недель мы с вами путешествуем по страницам истории нашей страны.
- И сегодня мы продолжим открывать для себя страницы истории.
- Ребята, мы должны выполнить задание, чтобы определить тему нашего урока. На доске вы видите таблички со словами.
- Расположите их в правильной последовательности и назовите тему нашего урока. (Обучающиеся собирают из слов тему урока)
- Тема нашего урока "Из прошлого нашего народа".
- О чем мы сегодня узнаем на уроке? (о прошлом, об истории нашей страны)
- Для того чтобы достичь цели урока, что мы с вами должны делать? (ответы учащихся)
- Сформулируйте, пожалуйста, самостоятельно задачи урока с опорой на таблички. (На доске таблички: читать, слушать, отвечать, обучающиеся дополняют фразы)
- С каким произведением мы познакомились на предыдущем уроке? (С рассказом Сергея Петровича Алексеева "Без Нарвы не видать моря")
- Посмотрите на портреты и выберите из них те, на которых изображены герои этого рассказа. (Портреты на доске)
- Назовите героев этого рассказа. (На доске таблички с именами)
- Кто такой Петр I?
- Кто такой Александр Меншиков?
- А кто изображен на третьей иллюстрации? Он является героем рассказа С.П. Алексеева "Без Нарвы не видать моря"?
- Портрет М.В. Ломоносова мы исключаем из этого ряда, потому что он не является героем рассказа "Без Нарвы не видать моря".
- Вспомните, что вы знаете о Михаиле Васильевиче Ломоносове.
М.В. Ломоносов – великий ученый, гений. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ
- Но вернемся к рассказу. Что вы узнали о знакомстве Петра I и Александра Меншикова из рассказа?
- Почему рассказ называется "Без Нарвы не видать моря"? Что такое Нарва?
- Петру I необходимо было взять шведские крепости и выйти к морю. Почему? (России нужен был выход к морю, чтобы строить корабли, плавать в другие страны, торговать с ними)
- В рассказе нам встретились устаревшие слова. Вспомним, что они обозначают.
Задание на карточках: соедини слово и его значение.
Обозы Возок Величают Гвардия Фокус Потешное войско |
называют с уважением отборные, лучшие войска забавное (детское) войско легкая повозка телеги, груженные военным имуществом |
Самопроверка по образцу на слайде.
- Проверьте свои работы. Поставьте напротив правильных ответов +, напротив неправильных - .
- На слайде записан эпиграф к нашему уроку. Это строки из произведения А.С. Пушкина. (учитель читает эпиграф)
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Подумайте и скажите, о ком писал поэт.
- Почему эпиграфом к нашему уроку я взяла эти строки? Как они связаны с темой нашего урока?
- Верно, сегодня на уроке мы продолжим разговор о великих делах Петра I.
- А теперь внимание на экран. На экране написаны слова Петр I, Санкт-Петербург. Как они связаны?
- Правильно, Петр I основал город Санкт-Петербург.
- А вы знаете, как был основан этот город? (ответы детей)
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним рассказом Сергей Петровича Алексеева. Как вы думаете, о чем мы узнаем из этого рассказа?
- Посмотрите еще раз на слова на экране.
- Верно, сегодня мы узнаем об истории создания города Санкт-Петербург.
- Рассказ называется "На берегу Невы". Как вы думаете, почему такое название выбрал автор? (Если обучающиеся затрудняются ответить сразу, то учитель предлагает им вернуться к этому вопросу после исторической справки)
27 мая по новому стилю (16 мая по старому стилю) 1703 года в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена крепость. План будущей крепости начертил сам Петр I. Именно с этого места и началась история города Санкт-Петербурга.
Спустя несколько лет крепость была названа Петропавловской – по названию ее главного собора имени апостолов Петра и Павла. Первыми зданиями Петербурга стали домик Петра и огромный дом Меншикова на Васильевском острове. Всего за несколько лет вокруг крепости на Неве вырос город Санкт-Петербург, город мостов, дворцов, музеев и парков.
Первые годы главной частью города являлся Городской (ранее Петроградский) остров. Здесь находились служебные здания, ремесленные села и воинские части. Соединял Городской остров и Петропавловскую крепость подъемный мост.
Через 9 лет после основания, в 1712 году, Санкт-Петербург стал столицей России, а в 1713 году сюда переехал и Сенат (это князья и бояре, которые помогали царю управлять государством). Так при Петре I Санкт-Петербург стал столицей Российской Империи.
Многие поэты и писатели посвящали свои произведения Петру I и Санкт-Петербургу. И С. Алексеев не был исключением. И сегодня, прочитав его рассказ "На берегу Невы", мы узнаем, как рассказывает писатель об основании города.
- В рассказе нам встретятся незнакомые слова.
Устье реки – место реки, где она впадает в море.
- С уроков географии вы знаете, что устьем реки называется место, где река впадает в море. (Учитель показывает на слайде)
Ботфорты – высокие сапоги.
Санкт-Петербург – город святого Петра.
Первичное чтение учителем
- Обратимся к тексту рассказа. Я читаю, а вы внимательно слушаете и следите.
- Кто является главным героем рассказа?
- Почему на берегах Невы было трудно проехать и не было жилья?
- Что задумал царь?
- Почему Петр I решил построить город именно на берегу Невы?
- Согласился ли с ним Меньшиков?
- Когда был основал город Санкт – Петербург?
Чтение рассказа обучающимися по цепочке. Выборочное чтение.
- Ответим на вопросы по тексту рассказа. С кем отправился Петр к устью Невы?
- Где высадились Петр I с А. Меншиковым?
- Как выглядел остров? Найдите описание острова в тексте.
- Кого увидели они на острове?
- Как выглядело море? Найдите описание моря в тексте.
- Что решил построить на острове Петр?
- Как назывался остров, на котором заложили камень для строительства крепости Санкт-Петербург?
- В каком году заложили камень для строительства крепости? Найдите ответ в тексте.
- Как называют город Санкт-Петербург?
- Сегодня на уроке мы познакомились с еще одним рассказом о великом человеке, который сумел сделать из России великую Империю.
- Петр I стал первым русским Императором, а Россия – Великой Империей.
Рефлексия "Лесенка успеха"
- Оцените свою работу на уроке. Если у вас все получилось, поставьте фигурку на верхнюю ступеньку, если было трудно – на вторую, и если ничего не получилось – на нижнюю.
Домашнее задание
- Подготовить пересказ текста по плану на стр. 60.
- В Санкт-Петербурге, городе, который основал Петр I, очень много достопримечательностей.
- В конце нашего урока я предлагаю вам посмотреть видеофильм о городе на Неве. И совершить небольшую виртуальную экскурсию по городу.
- Но перед просмотром видеофильма я хочу обратить еще раз ваше внимание на то, где был построен этот город. Его строили на болоте, где до этого не ступала нога человека.
- Вам понравилась экскурсия?
- Подберите слова (прилагательные), которые могут охарактеризовать современный Санкт-Петербург.
- Закончить наш урок мне хотелось бы словами Александра Сергеевича Пушкина:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
- Эти слова поэт написал о Петре I, о великом реформаторе, который сделал очень много для развития нашей страны.
- Но Петр I был не одинок в своем стремлении преобразить Россию. Были и другие великие умы, которые трудились на благо нашей страны.
- И мы с вами должны помнить, что живем в великой стране, и наш народ всегда трудился на благо России.