Цели:
Планируемые результаты:
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, работа в группах, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.
Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.
Цель: Включение в деятельность. Формулирование темы урока. Целеполагание.
Вступительное слово учителя.
Прочитайте стихотворение:
Не ищи себе оправдания,
Не надейся, что все обойдется,
Коль другим приносишь страдания,
Все сполна тебе же вернется!
Вор теряет то, что своровано,
А предатель познает предательство,
Ложь обманщикам уготована,
Ты дождешься своих обстоятельств…
По заслугам судьба будет дадена,
Все на место однажды встает,
Ты не веришь? но глупость печальная -
Это тоже от жизни урок.
Тавлади
- Что, по-вашему, означает выражение "жизни урок"?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
- Какие цели, исходя из темы, мы можем поставить?
Цель: Повторение изученного материала, постановка проблемного вопроса.
Игра "Кто это? Что это?"
На экране представлены предметы (лодка, чайник, туесок и др.), ребята должны рассказать, как они связаны с произведением/
Инсценировка
Давайте послушаем нашего героя и попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.
Действующие лица: бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?
Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конем, баба?
Бабушка: Конем, конем.
Внук: Пряник конем! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конем сразу почету сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты мое!
- Почему же пряник конем для рассказчика был желанным подарком?
- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа "Конь с розовой гривой"? (действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны)
- Что это было за время? Как жилось людям? (время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил)
- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (автор использует сибирские диалектизмы)
- Вам было дано задание, составить словарь незнакомых слов (мини-проект):
Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья
Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага
- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? (колорит, самобытность речи героев)
Цель: Отработка приемов анализа текста.
Работа в парах. Речевая характеристика героев. Вывод.
Работа в группах
- С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор? (Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа)
- Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?
- Что еще можно сравнить в этих двух домах?
Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье героя это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.
- Как же мальчик относится к этим двум мирам? И какой из них его больше
- Давайте вспомним, что такое эпизод? (Эпизод: отрывок художественного произведения, обладающий законченностью)
- Зачитайте эпизод, подтверждающий, что день получки был праздником.
- В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?
- Итак, для осуществления своей мечты он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы "трудом своим заработать пряник".
- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.
- О чем это говорит?
- Давайте зачитаем, как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
- С какой целью автор использует здесь столько глаголов?
- Давайте вспомним момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие здесь глаголы употребляет автор?
- Как они характеризуют этих ребят?
- Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
- Раскаивается ли наш герой в содеянном?
- Как он меняется в ходе своих размышлений.
- Одинаково ли Санька и рассказчик отнеслись к обману бабушки Петровны? (По-разному. Саньке весело, ему было все "ништяк", он даже предложил другу новый обман, а герой задумался о своем поступке)
Кластер по вариантам
1 вариант – характеристика главного героя.
2 вариант – характеристика Саньки.
Работа с текстом
с. 72 со слов "Бабушку надул, калачи украл" и выпишем слова, говорящие о настроении героя. Как вы думаете, что испытывает он в данный момент? Мальчик:
- Бабушка всем, кто заходил в дом, громко и возмущенно рассказывала о поступке своего внука. Как вы думаете, почему она была строга к ребенку: потому что не любила его или потому что готовила его к серьезной жесткой жизни?
- На кого, как на спасителя надеялся мальчик?
- Как относился дед к своей жене? Как он ее называл?
- Ожидал ли мальчик, обманув бабушку, увидеть коня?
- Почему бабушка все-таки купила "пряник конем" внуку, который ее обманул?
Иллюстрации в рассказе Астафьева
Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Прием "Записка"
- Ребята, скажите, а мальчик мог написать письмо своей бабушке?
- Каким могло быть его содержание? От лица мальчика напишите записку, состоящую из 3-4 предложений. (По желанию зачитывают)
Продолжите предложения:
Домашнее задание
- Пересказать понравившийся вам юмористический отрывок из произведения, нарисовать иллюстрацию к любимому эпизоду.