"Уроки жизни" в произведении В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Цели:

  • знакомство с художественным миром В. П. Астафьева;
  • анализ рассказа "Конь с розовой гривой";
  • совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;
  • расширять и обогащать словарный запас школьников, совершенствовать навыки работы с текстом.

Планируемые результаты:

  • углубить понимание идейного замысла рассказа, формировать умение анализировать литературное произведение, понимать авторскую позицию и свое отношение к ней, характеризовать героев.
  • развивать навыки осмысленного чтения и анализа, умения структурировать знания и представлять их разными способами, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, способствовать формированию основ коммуникативной рефлексии, эффективного сотрудничества с взаимным контролем и оказанием необходимой помощи.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с текстом, работа в группах, опрос, словарная работа, инсценировка эпизода.

Оформление: портрет В. Астафьева, презентация к уроку.

Виктор Астафьев (01.05.1924 - 29.10.2001) - русский писательВиктор Астафьев (01.05.1924 - 29.10.2001) - русский писатель

Ход урока

Мобилизующий этап

Цель: Включение в деятельность. Формулирование темы урока. Целеполагание.

Вступительное слово учителя.

Прочитайте стихотворение:

Не ищи себе оправдания,
Не надейся, что все обойдется,
Коль другим приносишь страдания,
Все сполна тебе же вернется!

Вор теряет то, что своровано,
А предатель познает предательство,
Ложь обманщикам уготована,
Ты дождешься своих обстоятельств…

По заслугам судьба будет дадена,
Все на место однажды встает,
Ты не веришь? но глупость печальная -
Это тоже от жизни урок.
Тавлади

- Что, по-вашему, означает выражение "жизни урок"?
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке?
- Какие цели, исходя из темы, мы можем поставить?

Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний

Цель: Повторение изученного материала, постановка проблемного вопроса.

Игра "Кто это? Что это?"

На экране представлены предметы (лодка, чайник, туесок и др.), ребята должны рассказать, как они связаны с произведением/

Инсценировка

Давайте послушаем нашего героя и попробуем понять чувства, которые он испытывает, держа в руках этого сказочного коня.

Действующие лица: бабушка и внук.
Бабушка: Левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику.
Внук: Да? Баба, можно и я пойду?

Бабушка: Можно. Сходи, сходи с ними. Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник
Внук: Конем, баба?

Бабушка: Конем, конем.
Внук: Пряник конем! Это же моя мечта! Я его засуну под рубаху, буду бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. С таким конем сразу почету сколько будет, внимания!
Бабушка: Иди, иди уж. Дитятко ты мое!

- Почему же пряник конем для рассказчика был желанным подарком?

Беседа

- Как вы думаете, где и когда происходит действие рассказа "Конь с розовой гривой"? (действие происходит в одной из деревень на берегу Енисея в первые годы после гражданской войны)

- Что это было за время? Как жилось людям? (время было трудное, герой рассказа - сирота, у него мать утонула, жил он с бабушкой, дедушка приезжал с заимки время от времени; семья Левонтьевых жила очень бедно, было много детей, денег на всех не хватало, отец семейства много пил, пропивал деньги, да и работать не любил)

- Как автор при помощи текста показывает, что действие происходит в Сибири? (автор использует сибирские диалектизмы)
- Вам было дано задание, составить словарь незнакомых слов (мини-проект):

Увал – пологий холм
Туесок – берестяная корзина с крышкой
Заполошная – суетливая
Бадога – длинные поленья

Шаньга – булочка с творогом
Заимка – земельный участок, вдали от села
Поскотина – пастбище, выгон
Яр – крутой край оврага

- С какой целью автор их использовал в тексте и не заменил другими словами? (колорит, самобытность речи героев)

Первичное закрепление

Цель: Отработка приемов анализа текста.

Работа в парах. Речевая характеристика героев. Вывод.

Работа в группах
- С какими двумя мирами мы встречаемся в рассказе? Быт каких двух семей рисует нам автор? (Это семья самого Виктора и семья дяди Левонтия, соседа)
- Чем эти семьи отличаются друг от друга? В каком отношении мы можем их сравнить?
- Что еще можно сравнить в этих двух домах?

Вывод: таким образом, эти миры отличаются двумя способами существования. В семье героя это ответственность, основательность, трудолюбие, постоянная забота о завтрашнем дне. И полная противоположность в семье Левонтия, где нет этой ответственности, где будням предпочитают праздники, где живут только сегодняшним днем, а не завтрашним.

- Как же мальчик относится к этим двум мирам? И какой из них его больше
- Давайте вспомним, что такое эпизод? (Эпизод: отрывок художественного произведения, обладающий законченностью)
- Зачитайте эпизод, подтверждающий, что день получки был праздником.

- В каком эпизоде наиболее ярко видно, что мир левонтьевских привлекает Виктора? Что ему тоже хочется быть такими?
- Итак, для осуществления своей мечты он отправляется в лес за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы "трудом своим заработать пряник".
- Найдите в тексте описание посуды левонтьевских ребятишек и героя-рассказчика.

- О чем это говорит?
- Давайте зачитаем, как ведут себя по дороге за земляникой ребята?
- С какой целью автор использует здесь столько глаголов?

- Давайте вспомним момент сбора ягод. Как противопоставлены герои в этом эпизоде? Какие здесь глаголы употребляет автор?
- Как они характеризуют этих ребят?
- Во что вовлекли левонтьевские ребятишки нашего героя-рассказчика?
- Раскаивается ли наш герой в содеянном?

- Как он меняется в ходе своих размышлений.
- Одинаково ли Санька и рассказчик отнеслись к обману бабушки Петровны? (По-разному. Саньке весело, ему было все "ништяк", он даже предложил другу новый обман, а герой задумался о своем поступке)

Кластер по вариантам

1 вариант – характеристика главного героя.
2 вариант – характеристика Саньки.

Работа с текстом

с. 72 со слов "Бабушку надул, калачи украл" и выпишем слова, говорящие о настроении героя. Как вы думаете, что испытывает он в данный момент? Мальчик:

  • Терзается
  • Не спит ночью
  • Упрекает себя
  • Не решается рассказать
  • Бежит от бабушки
  • Готов провалиться сквозь землю
  • Умереть
  • Раскаянно заревел

- Бабушка всем, кто заходил в дом, громко и возмущенно рассказывала о поступке своего внука. Как вы думаете, почему она была строга к ребенку: потому что не любила его или потому что готовила его к серьезной жесткой жизни?
- На кого, как на спасителя надеялся мальчик?

- Как относился дед к своей жене? Как он ее называл?
- Ожидал ли мальчик, обманув бабушку, увидеть коня?
- Почему бабушка все-таки купила "пряник конем" внуку, который ее обманул?

Иллюстрации в рассказе Астафьева

  • Какой эпизод запечатлел художник?
  • Что, по-вашему, передано наиболее удачно?
  • Какие еще эпизоды и как хотели бы вы отразить в рисунках?

Иллюстрация к произведению "Конь с розовой гривой"Иллюстрация к произведению "Конь с розовой гривой"

Рефлексия

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Прием "Записка"

- Ребята, скажите, а мальчик мог написать письмо своей бабушке?
- Каким могло быть его содержание? От лица мальчика напишите записку, состоящую из 3-4 предложений. (По желанию зачитывают)

Продолжите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Мне захотелось…
  • Я задумался о…
  • Я смог…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Я почувствовал, что…

Домашнее задание

- Пересказать понравившийся вам юмористический отрывок из произведения, нарисовать иллюстрацию к любимому эпизоду.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!