Цель: оценить произведение Распутина как уроки доброты.
Задачи: 1) дать определение понятия «добро»;
2) определить поступки героев с позиции добра и зла;
3) выразить своё отношение к поступкам героев произведения.
Оборудование: х/ф «Уроки французского», высказывания о доброте
Ход урока.
1. Создание колоборативной среды.
1. Приветствие
2. Стратегия «Комплименты»
3. Определение темы урока
(на доске - высказывания о доброте, на партах - набор букв РОБОТАД)
- Составьте из этих букв слово по теме нашего урока
- Какое слово у вас получилось? Как вы думаете. Что оно обозначает?
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать людям добро.
4. Составление кластера со словом «Доброта» (подбор синонимов)
(любовь, забота, сострадание, помощь, отзывчивость, чуткость, сердечность)
- А какой антоним можно подобрать к слову добро? ЗЛО
- Кто для вас является добрым человеком? (примеры)
- Давайте попробуем определить тему сегодняшнего урока, используя это слово и название пр-ия.
Уроки доброты
5. А теперь определим вместе цель нашего урока и его задачи.
- С чем мы будем работать? Какое определение дадим? Что определим?
Учитель: - Сегодня мы вновь поговорим о пр-ии В. Распутина «Уроки французского» и попробуем выяснить, как он видит добро, и, кроме того, выделяет его основные законы.
2. Основная часть урока.
1) Актуализация знаний (Опрос) - Кто является главным героем пр-ия?
- Почему Лидия Михайловна постепенно вошла в жизнь мальчика уже не как учительница, а как главное действующее лицо?
2) Работа в парах. Анализ эпизодов.
Первая драка. Реакция учительницы. (Стар. учеб. Стр.281-283; кн.-127-128)
- Как повела себя учительница в данной ситуации?
- О чём она беседует с мальчиком? (стр. 131; 283-284)
Вторая драка. Индивидуальные занятия. (стр. 287- 289; 134)
- Почему Л.М. стала приглашать мальчика не в школу, а домой? (стр.134)
- Как проходили их занятия?
Эпизод с посылкой. (стр. 289-292; 135-136)
- Почему Л.М. решила послать посылку?
- Как мальчик догадался, что эта посылка не из дому?
Игра в «пристенок» и «замеряшки» (стр. 293-296)
- Почему Л.М. решилась играть на деньги в игру «замеряшки» со своим учеником? Вспомните, как сама учительница объясняет это своему ученику. (стр. 291-292)
- Как вы расцениваете её поступок?
3. Просмотр фрагмента из фильма. («Игра в «замеряшки») (01.10. 55- 01. 14. 25)
- Как ведут себя герои в данном эпизоде?
- Как учительнице удалось убедить мальчика, что она не подыгрывает ему? (стр.140-144)
Разоблачение. (стр. 298-299; 145-146) - Как повела себя учительница, когда обо всём узнал директор? - Как повёл себя директор? Почему?
Учитель: Проникнувшись чувством сострадания к голодающему мальчику, учительница предпринимает несколько бесплодных попыток помочь ему: занятия на дому с приглашением за стол, посылка с макаронами… Ей приходится идти на хитрость, чтобы, не обижая своей жалостью, помогать ученику. Только по- настоящему добрый, чуткий и благородный человек способен на такой поступок.
4. Знакомство с понятием антитеза
Учитель: Основной приём литературной характеристики героя и окружающего мира у Распутина- антитеза. Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, слов.
- Кто из героев вам понравился? Почему?
- Кто не понравился? Почему?
Окружающих героя людей можно разделить условно на 2 группы: добрых и злых.
Самостоятельная работа в паре: составить таблицу «Добро и зло в рассказе), оформить в виде постера, защитить.(ватман, маркеры)
Добрые, участливые, сопереживающие, бескорыстные: мать мальчика, дядя Ваня, жители деревни, учительница.
Безразличные, завистливые, порочные: тётя Нюра, её дети, одноклассники, Вадик, Птаха, жители райцентра, директор.
Т.о., в произведении отражена извечная борьба добра и зла. Исход этой борьбы может решить добрый человек, который протянет руку помощи, проявит милосердие и любовь.
- Кто это делает в пр-ии? (Л.М.)
Победу добра над злом в сердце отдельно взятого ребёнка мы видим в рассказе «Уроки французского». Вдумайтесь в смысл названия рассказа. Какое слово вы считаете главным в названии? Давайте выясним его значение в Толковом словаре.
Индивидуальное задание: выписать определение слова «урок»
Урок 1) учебный час (в средних учебных заведениях), посвящённый отдельному предмету;
2) учебная работа, заданная школьнику на дом;
3) нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод на будущее;
4) преподавание школьных учебных предметов частным образом отдельным людям;
5) работа, заданная для выполнения в определённый срок.
- Какое из значений нам подходит?
Учитель: Конечно же, третье. Недаром статья, предшествующая рассказу (старый учебник стр. 270-271) называется «Уроки доброты». Обратимся к ней и давайте выделим из неё законы доброты Распутина. Коллективная работа
5. Обобщение.
- Удалось ли Распутину на примере истории своего детства рассказать, что такое законы доброты, что они существуют так же, как и настоящие, добрые люди?
- Раскрыли ли мы тему урока?
- Удалось ли достичь цели? Что мы сегодня узнали?
- Где нам могут пригодиться полученные знания?
6. Подведение итогов. Оценивание.
7. Рефлексия (обратная связь): напишите мне sms – что вам понравилось, не понравилось на уроке?
8. Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Как я узнал, что такое доброта?»