Цели: Развивать речь учащихся, творческое воображение через слово, живопись, выразительное чтение и умение формулировать произведения.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Тема урока.
- Сегодня у нас урок-мастерская, где каждый из вас будет сочинять, рисовать, слушать, разгадывать. Тема нашего урока выражена в таких словах, давайте с вами прочитаем.
Жизнь дана на добрые дела
- Какие слова здесь вы считаете главными? (жизнь, добрые)
- Прочитаем выразительно, выделяя главные слова голосом.
- Какой частью речи выражено слово «добрые»?
- Образуйте от него существительные. (добро, доброта)
- Произнесём вместе: «добро», «доброта».
- Какие звуковые ассоциации возникают, когда вы слышите эти слова? (дом, день, дело, душа, дарить, дар)
- Подберите смысловые ассоциации к словам «добро», «доброта». (добро – это красота, ласка, тепло, счастье, веселье, жизнь, любовь, праздник, мама, радость, смех, улыбка, семья. душевность)
Учитель записывает слова на доске.
- Перед вами смысловая цепочка слов, связанных с нашим главным словом «доброта». Посмотрите внимательно и выберите слово, которое притягивает ваше внимание.
- Какие слова выбрали?
- Возьмите кисти и краски, с их помощью оживите выбранное слово.
Дети рисуют. Выставка работ.
- Ребята, как вы думаете, легко ли быть добрым?
- Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
- Ребята, назовите произведения, изученные нами, в которых мы встречались с добрыми людьми, добрыми бескорыстными поступками.
- Дома вы должны были найти фрагменты, отрывки из произведений, говорящих о доброте .Нужно не только прочитать, но и доказать, почему вы выбрали именно этот отрывок.
Отвечают дети.
Ключевые слова записаны на доске.
привлёк меня тем |
показался интересным |
взволновал |
заставил задуматься |
вызвал на размышление |
- Всегда приятно встретиться с добрыми и чуткими людьми, которые умеют дарить тепло и нежность, которые при встрече отдают частичку своего сердца. Наверно, и вы, ребята, в своей жизни встречали людей, которые охотно давали. дарили не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку.
- Русский народ создал огромную изустную литературу: пословицы. Соберите пословицы.
Делай добро и жди добра.
Доброе дело два века живёт.
Добра желаешь – добро и делай.
Доброе дело без награды не остаётся.
Добрые дела дороже богатства.
А вот сейчас слово вам. Пусть каждый из вас напишет своё слово о доброте. Это могут быть рассказы, сказки. Вы можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что- то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее. Перед каждым из вас волшебный лист.
Дети пишут о доброте. По желанию детей можно зачитать их работы.
Итог:
Доброта – это как сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого человека.
- Ребята, настало время и мы сейчас откроем нашу копилку «Добрых дел».
- Результат теста «Добрый ли я?»
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.