Цели:
1. Расширить знания детей о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях.
2. Развитие творческих способностей, осуществление межпредметных связей.
Оборудование: страницы журнала «Если добрый ты – это хорошо», листы бумаги, ручки.
Участники: Ведущий, Незнайка, класс.
Ход занятия:
Сообщение темы и цели:
Ведущий: Ребята, давайте вспомним песню А. Хайта «Если добрый ты».
- О чём поётся в этой песне?
- Сегодня мы ещё раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек его поздравит, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Чтобы лучше запомнить слова доброты и вежливости, а также ситуации, в которых надо употреблять то или иное слово, давайте перелистаем страницы нашего устного журнала « Если добрый ты – это хорошо». А сначала вспомним рассказ В.Осеевой « Волшебное слово».
- Как звали главного героя этого рассказа?
- Назовите волшебное слово, которое старичок сказал Павлику?
- В каких случаях волшебное слово помогло Павлику?
- В народе всегда относились к доброте по - особому. Есть такая пословица –
- «Доброе слово и кошке приятно». Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные. Поэтому наша первая страничка называется «Народная мудрость». Вам было дано задание: найти пословицы и поговорки о доброте. Расскажите нам их и объясните их смысл:
- Учись доброму - дурное на ум не пойдёт.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Как проживёшь, так и прослывёшь.
- Худо жить без ласкового слова.
- Не мудрён привет, а сердце покоряет.
- Ласковое слово лучше мягкого пирога.
- Спасибо – великое дело.
- А какие вы знаете народные сказки, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом?
- Вы дали верные ответы. Молодцы! Следующая страничка под названием
«Улыбка». Я, думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, словно улыбкой, своей добротой. Давайте вспомним песенку, в которой говорится о том, что улыбкой согревается сердце и становится весело на душе.
Исполнение песни В.Шаинского «Улыбка».
- Следующая страничка «Волшебные слова». Здесь мы проведём небольшое соревнование. Вот задание к нему. Вернёмся к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово». Ведь старичок назвал Павлику только одно такое слово «пожалуйста». А какие ещё волшебные слова вы знаете? Возьмите ручки и по моей команде запишите как можно больше добрых слов. На выполнение задания даётся 1 минута. Приготовились, начали! (по окончании 1 мин. дети называют волшебные слова ).
- Добрые слова нужны нам дома и в школе, на улице и в магазине. Следующая страничка «Доброта в школе и дома». Попробуем сейчас провести тренировку: назовите, какие вежливые слова и выражения вы вспомните, когда пойдёте в библиотеку?
- А теперь отдельное задание для каждой команды. Для первой вы пришли в больницу; для второй – вы пришли в магазин.
Команды разыгрывают ситуации.
- Я вижу, вы успешно справились с заданием. А теперь сделаем вывод кому и для чего нужна доброта:
- 1 ученик: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече:
«Добрый день» и «добрый вечер».
- 2 ученик: И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час».
Доброта – она от века
Украшенье человека.
- А теперь отдохнём и наша страничка называется «Музыкальная пауза». Давайте вспомним весёлую народную песенку «Два весёлых гуся». Помните, там по ходу содержания гуси сначала спрятались от своей хозяйки. А потом вышли и стали ей кланяться - просить прощения. Но мы не просто исполним эту песенку, а постараемся сделать из неё забавную инсценировку по куплетам.
Идёт исполнение инсценировки песни «Два весёлых гуся».
- Муз. пауза закончена. Следующая страничка....
Входит Незнайка.
Ведущий: Здравствуй, мальчик!
Незнайка: Здравствуйте.
Ведущий: Скажи, пожалуйста, как тебя зовут?
Незнайка: Меня зовут Незнайка. Я вижу, что у вас здесь весело, можно я тоже буду с вами веселиться?
Ведущий: Конечно можно. Но ведь мы не только веселимся, мы учимся словам вежливости и добра.
Незнайка: Я понял это и хочу вам помочь – пусть ребята отгадают мои весёлые загадки. Эти загадки особенные. Если сама загадка учит добру и вежливости, то в ответ на неё надо всем сказать: «Это я, это я, это все мои друзья».
Ведущий: Давайте, ребята, прорепетируем, произнесём все вместе слова Незнайки. (повторяют хором)
- Я поняла. Это следующая страничка «Не попади впросак». Верно?
Незнайка: Верно, и вот в чём трудность: эти слова нужно говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом, надо промолчать.
Ведущий: О! Незнайка, твои загадки довольно хитрые, отгадывая их, надо быть очень внимательным. Ребята слушайте, не отвлекайтесь, нужные слова вовремя произнесите, а на загадку вредную молчите.
Незнайка: Кто из вас проснувшись бодро,
«С добрым утром! Скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке:
Сумка, книжка и тетрадка?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?
Ведущий: Ну вот, Незнайка, ты убедился, что наши ребята хорошо понимают: стать вежливым нелегко, но это очень важно и в дальнейшем пригодится. А следующая страничка нашего журнала
«Запомни эти слова». Сейчас я прочитаю рассказ, а ребята должны вставить нужные слова.
- Мальчик Вова ехал в автобусе. Он сидел у окна и рассматривал улицы. В автобус вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь …(пожалуйста)». Женщина поблагодарила Вову: «…(спасибо)». Вдруг автобус резко затормозил, все пассажиры наклонились вперёд. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину, но тут же сказал: «Извините, …(пожалуйста)».
- Видишь, Незнайка, все нужные слова ребята назвали правильно.
Незнайка: Вместе с вами я тоже крепко запомнил все волшебные слова.
Ведущий: А это мы сейчас посмотрим. Ребята, хотите побывать в гостях у Незнайки и проверить, всегда ли он правильно ведёт себя? Итак, Незнайка, представь, что ты школьник и тебе надо встать с утра пораньше, чтобы не опоздать на урок. Утром мама разбудила тебя и что ты должен сказать?
Незнайка: Ой, мама, давай скорее завтракать, а то в школу опоздаю.
Ведущий: А ещё раньше ты что маме говоришь?
Незнайка: Мам, а где мои носки? Я забыл, куда их вечером бросил.
Ведущий: А ещё раньше что надо сказать маме?
Незнайка: Ещё раньше? Ой, мама, чего ты меня будишь, ведь рано ещё?
Ведущий: Да нет, ты забыл, что надо сказать маме в первую очередь, когда утром только – только проснулся. Помогайте, ребята! (С добрым утром!)
Незнайка: Ах, с добрым утром! Понятно.
Ведущий: Продолжаем. Вот ты позавтракал, что ты маме скажешь? (подсказывает) Спа…
Незнайка: Спокойной ночи, что ли?
Ведущий: Ребята, опять нужна ваша помощь! (Спасибо!) А перед уходом в школу что надо сказать на прощание? (подсказывает) Да…
Незнайка: Ой, мама, чуть не забыл! Дай на мороженое!
Ведущий: Опять ты всё перепутал. Ребята, помогайте! (До свидания!)
Ну а дальше. Вышел ты из дома, сел в автобус, рядом старушка, что надо сказать?
Незнайка: Бабушка, передай на билетик.
Ведущий: Эх, Незнайка, Незнайка, и это называется, что ты всё помнишь, что надо делать?
Незнайка: А что?
Ведущий: Ребята, помогайте! (Встать и уступить место).
Незнайка: А это я всегда так делаю. Садись, бабушка, мне всего одну остановку ехать.
Ведущий: Незнайка, ведь взрослым всегда надо место уступать, а не только тогда, когда тебе пора выходить. Ясно?
Незнайка: Ясно, я давно всё понял. Утром поздороваться, уходя попрощаться, место уступить. Слушайте, а так скоро про меня будут говорить – вон пошёл самый вежливый человек, гордость нашей школы. Это очень приятно быть вежливым, этим можно гордиться.
Ведущий: Ну, раз ты всё понял, то следующая страничка «Ежели вы вежливы». Об этом нам напомнят ребята и Самуил Яковлевич Маршак.
Дети: 1. Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
2. И ежели вы вежливы, то сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
3. И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
4. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей
И с бабушкой, и с дедушкой вы их не перебьёте.
5. И ежели вы вежливы, то книжечку вернёте
В опрятном не измазанном и целом переплёте.
6. И ежели вы вежливы, тому кто послабее
Вы будете защитником пред сильным не робея.
Незнайка: Тогда и я хочу сказать вам на прощание
Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Ведущий: Прекрасно. Остаётся надеяться, что все ребята и ты, Незнайка, вместе с ними будете себя вести так, как мы сегодня учились.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь! В добрый час!
А наше занятие кончим песней «Доброта».