Цели: развивать познавательную активность и творческие способности детей; воспитывать интерес к учёбе, чтению.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, диски с презентациями, плакат «Спасибо, Азбука!», шапочки для детей с названиями букв, магнитные буквы для игры, большие рисунки ежа, петуха, окна.
Ход мероприятия.
Зал празднично украшен, в центре плакат «Спасибо, Азбука!». Звучит весёлая музыка, входят первоклассники.
Ведущий: Уважаемые гости, дорогие ребята, начинаем наш праздник «Прощание с Азбукой». Совсем недавно наши первоклашки впервые переступили порог школы и получили свой первый учебник – «Азбуку» (слайд 2).
Звучит музыка. Входит Азбука.
Азбука.
- Здравствуйте, дети!
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать,
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Ведущий: Дорогая Азбука! Мы рады видеть тебя на нашем празднике. Будь нашей гостьей! А ребята покажут тебе, чему они научились с твоей помощью.
Азбука: Спасибо за приглашение! (садится)
1 ученик.
У каждой девчонки и мальчишки есть эта книжка – заветная книжка.
2 ученик.
Азбуку прочли до корки.
3 ученик.
Нам по чтению – пятёрки!
4 ученик.
Позади нелёгкий труд слогового чтения.
5 ученик.
Нам сегодня выдают…
Все: У-до-сто-ве-ре-ни-я!
6 ученик.
В том, что Азбуку прочли.
7 ученик.
Полный курс наук прошли.
8 ученик.
И теперь без передышки мы прочтём любые книжки! (слайд 3)
Ведущий: В самом деле?
Все: Нет вопросов!
1 ученик: Михалков,
2 ученик: Маршак
3 ученик: и Носов,
4 ученик: Заходер,
5 ученик: Барто,
6 ученик: Чуковский,
7 ученик: Хармс,
8 ученик: Бианки
9 ученик: и Житков,
10 ученик: Паустовский,
11 ученик: Маяковский,
12 ученик: Горький,
13 ученик: Пришвин
14 ученик: и Сладков,
15 ученик: Лев Кассиль
16 ученик: и Лев Толстой,
17 ученик: Пушкин,
18 ученик: Лермонтов,
19 ученик: Постой, перечислить всех нельзя – все теперь мои друзья!
Ведущий: Да, ребята, Азбука приобщила вас к великому чуду Земли – грамоте. Без неё невозможно получать знания ни в какой науке.
Азбука: Ребята, а вы знаете, как появились наши славянские буквы? (Выслушивает ответы детей).
Самой развитой страной в древности была Греция. В ней раньше других придумали буквы.
А болгарский учёный Кирилл и его брат Мефодий составили азбуку для славян (слайд 4). Они составили две азбуки: Кириллицу и Глаголицу (слайд 5). Но Глаголица была трудна и от неё отказались, а пользовались Кириллицей.
Долгое время буквы Кириллицы были не похожи на наши. Постепенно буквы становились проще и всё больше походили на те, которыми мы пользуемся сейчас.
А более 1000 лет назад появилась книга о буквах. Называлась она по названию первых букв азбуки (слайд 6) – «Азбука» (слайд 7)
Ведущий.
- Спасибо тебе, Азбука, за интересный рассказ.
Звучит музыка. Вбегает Незнайка.
Незнайка: Ой! Куда это я попал?
Ведущий: Во-первых, здравствуйте! Кто вы такой?
Незнайка.
- Я – Незнайка! Знаете такого?
- А что вы тут делаете? (Отвечают дети)
Ведущий: У ребят сегодня праздник – «Прощание с Азбукой».
Незнайка.
- Я тоже хочу на праздник!
Ведущий.
- Мы тебя приглашаем. Но ответь нам, пожалуйста, в каком классе ты учишься?
Незнайка: Я нигде не учусь!
Ведущий: Как, нигде?! Значит, ты и читать и писать не умеешь?
Незнайка: А зачем мне это надо? Я – Незнайка!
Ведущий: Ребята, а вы можете объяснить Незнайке, зачем надо учиться читать и писать?
1 ученик. Я могу получать знания из любых книг!
2 ученик. Я могу узнавать новости со всех концов планеты!
3 ученик. Я смогу общаться с самыми умными людьми своего времени и даже далёкого прошлого!
4 ученик. Я могу написать свои мысли для далёких потомков!
5 ученик. Я умею читать, значит, я никогда не буду одинок! (слайд 8)
6 ученик.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Ведущий: Ну что, Незнайка, будешь изучать грамоту?
Незнайка: Да мне и так неплохо живётся (лениво потягивается).
Ведущий: Ну, хорошо. А вот скажи, пожалуйста, ты любишь отгадывать загадки, играть в игры?
Незнайка: Конечно, люблю!
Ведущий.
- Тогда попробуй вместе с ребятами сыграть в игру «Ремонт».
Прошу отремонтировать слова.
Здесь обычные слова,
Все их знают, каждый,
В них стояла буква «а»
Трижды или дважды.
Иногда всего одна
(Только не сначала).
Но сегодня… - Вот дела!
Буква «а» сбежала.
Ну и ну! Простыл и след!
Где набрались прыти?
Срочно дайте мне ответ,
Букву отыщите!
Прошу вас, ребята, провести ремонтные работы.
На доске магнитные буквы:
БРБН СТРТ СТКН НГРД
Выходят 3 ученика и Незнайка. Ребята составляют слова, Незнайка переставляет буквы беспорядочно.
- Кто поможет Незнайке?
Ведущий.
Чтоб пыл веселья не угас, чтоб время шло быстрее,
Друзья, я приглашаю вас на танец поскорее.
Дети танцуют польку.
Ведущий.
- Незнайка, теперь попробуй отгадать загадку.
(Слайд 9).
Буквы строго встали в ряд.
Будто на линейке.
Каждый знает своё место
И уйти не смеет.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Здесь их ровно 33!
(Незнайка смотрит на экран, почёсывая затылок).
Ведущий: Ну, что же ты Незнайка?
Незнайка: Как же я отгадаю? Ведь я читать не умею!
Ведущий: Ребята, поможем Незнайке? (Дети читают загадку).
Ведущий: Что это?
Дети: Алфавит! (Слайд 10)
Ведущий.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат.
Славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
(Выходят ребята с названными буквами, держатся за ёжика, нарисованного на ватмане).
З, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
(Выходят ребята с названными буквами, держат в руках модель окошка, смотрят в окно, улыбаются).
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха!
(Выходят ребята с названными буквами, держат петуха, нарисованного на ватмане).
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я –
Вот и все они, друзья!
(Выбегают остальные дети).
Каждый ребёнок рассказывает стихи на свою букву.
(Презентация «Азбука в стихах»)
- Незнайка, тебе понравилось, как ребята читали стихи?
Незнайка: Да, я понял, что чтение – лучшее учение. Обязательно пойду учиться грамоте, хочу так же как ребята знать все буквы и хорошо читать.
Ведущий.
- Но научиться читать было не так просто, Незнайка! Ребята, какие трудности вы преодолели?
1 ученик. Я читал даже ночью и иногда плакал, потому что не мог понять, что я прочитал.
2 ученик. Я долго не понимала, где слияние и грустила.
3 ученик. Я так старался, что иногда засыпал над книгой. И – бух! На азбуку носом!
4 ученик. Я клал «Азбуку» под подушку и мне снилось то, о чём я читал.
5 ученик. А я и во сне читала «Азбуку».
Ведущий: Вот так, Незнайка! Ты готов преодолеть все трудности?
Незнайка: Я постараюсь! Очень мне захотелось научиться хорошо читать!
Ведущий.
- Желаем тебе успехов! А сейчас, посмотри, как легко ребята справятся с заданием. Ребята, давайте поиграем в игру «Живые буковки».
Ведущий называет слово, выбегают буквы и строятся в нужном порядке.
(Звучит музыка).
(Слова: труд, мир, родина, буква, слоги и др.)
После игры выходят 4 ученика.
1. Спасибо я сказать хочу той книге, что в руках держу.
2. Я с этой книгой в первый раз пришёл в свой первый светлый класс.
3. Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил!
4. И как мне радостно сказать:
Умею я теперь читать!
Все: Спасибо, Азбука!
Песня.
Азбука: Спасибо, ребята, за добрые слова в мой адрес! Мне немного грустно расставаться, но сегодняшний праздник показал мне, что вы уже многому научились. Радости и успехов вам в учёбе! И в этом вам поможет книга. На память я дарю вам интересные книжки. (Азбука вручает книги). До свидания!
Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Наш праздник окончен. Спасибо большое всем за участие!