Цели:
Задачи:
Этапы урока |
Краткое содержание, действие учеников |
Действие учителя |
Мотивирование на учебную деятельность |
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу. |
Дети заранее поделены на группы. Приветствие. Эпиграф к уроку «Он создан для счастья…» Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о явлении, которое знают все, но никто не может с точностью дать его определение. Может быть, нам это удастся? |
Актуализация знаний |
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание. Ученики получают задание, для решения которого недостаточно имеющихся умений. |
Какая радость была у героя в конце рассказа «Конь с розовой гривой»? Мальчику достаточно было пряника, чтобы в этот момент чувствовать себя счастливым, радостным, веселым. |
Целеполагание, постановка проблемы |
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель. |
А что нужно человеку, чтобы чувствовать себя счастливым? Подумайте над этим вопросом, пока девочки читают стихотворение Э. Асадова «Что такое счастье?». Попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. Что такое счастье? Как стать счастливым человеком? |
Поиск путей решения проблемы |
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач. |
Чтение и комментирование афоризмов. - Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное. Платон - Счастлив тот, кто в чёрные дни сохраняет чистоту сердца. Ш.де Костер - Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым. - Счастье - равновесие разумных желаний и возможности их удовлетворения. В. Шишков Человек создан для счастья, как птица для полета. В. Г. Короленко Откуда этот афоризм? Очерк Короленко «Парадокс» (1894) Словарная работа. Не переключать слайд. Композиция произведения. Давайте вместе составим план очерка: 1. Сказочный мир игр. Экспозиция. 2. Павел нарушил мир фантазий детей. Завязка действий. 3. Встреча с феноменом. Кульминация. 4. Внутренний переворот в душах детей. Развязка. Поразмышляем. От чьего имени ведется рассказ? Чем были заняты ребята, кто им помешал? Что увидели мальчики с крыльца? Что почувствовали они при виде толпы народа? Что их повергло в ужас? От чьего имени ведется рассказ? Чем были заняты ребята, кто им помешал? Как отреагировали герои на происходящее во дворе? Кто такой Ян? О чём он заставил задумываться ребят? Как вы думаете, почему произведение так называется? Какова тема рассказа? Какие чувства возникли у вас после прочтения? Первое задание группам. А если основное содержание очерка выразить в одной фразе? Например: Этот очерк о том, что (как)… Запишите в тетрадь. Беззаботные, обеспеченные мальчики дворянского происхождения впервые столкнулись с жестокой действительностью. Либо: Калека-шляхтич демонстрирует удивительную силу воли. Теперь вопросы каждой из групп. 1. Много раз говоря о Яне Залуском, писатель употребляет слово «феномен». Что «феноменального» в этом калеке? Обратите внимание на речь, действия героя. 2. Легко ли «феномену» показывать все, на что он способен? Зачем несчастному калеке надо было становиться клоуном, не лучше ли было жить тихо, спокойно, не мозоля глаза людям? 3. В чем парадокс изречения Яна Залуского? Что поняли мальчики после встречи с этим необыкновенным человеком? 4. Изменилось ли что-нибудь в жизни детей после встречи с «феноменом» ? Обратите внимание на описание двора. После небольшой самостоятельной работы представители групп выступают с кратким содержательным рассказом. Давайте попробуем сформулировать основную мысль очерка, определить его нравственный смысл. Почему очерк называется «Парадокс»? Основная мысль очерка: «Человек создан для счастья, как птица для полета» - звучит из уст человека, обиженного судьбой. Если такую веру носит в себе человек, обделенный жизнью, презирающий всякие иллюзии, значит, действительно, как говорил В. Г. Короленко, «все-таки общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление». Каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить? Ученики спорят: кто говорит, что такой сломался бы и примеров из жизни приводят много, а другие утверждают, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость. Так и в очерке Короленко показал, что человек, обиженный судьбой, природой, не ожесточился, а жил, делая людям добро. Так какой же урок получили мальчики и мы читатели? Любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда невозможно быть счастливым в полном смысле слова, «счастье не всегда создано для него». С какой целью писатель вкладывает жизнеутверждающие слова в уста калеки? Актуален ли очерк сегодня? Слова «Человек создан для счастья, как птица для полета» автором вложены в уста человека, от рождения обделенного природой. Внимание ребят обращается на инвалидов в нашей современной жизни. Они занимаются альпинизмом, путешествуют вокруг света, участвуют в Олимпийских играх, получают по несколько высших образований, устраивают выставки своих картин, наконец, занимаются бизнесом. Хочу показать вам один феноменальный пример. Видео о Нике Вуйчиче. До 3.45. Сейчас это очень известный оратор, который мотивирует многих людей не сдаваться, достигать своих целей и завоевывать счастье. Для чего создан человек? Чтение рассказа «Благодарность». Что счастье для героя рассказа? Чтение стихотворения «Человеку мало надо». Основная мысль этого стихотворения. |
Решение проблемы |
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения. |
Корзина идей: что нужно для счастья героям нашего урока и вам? подберите слова разных частей речи, по вашему представлению, определяющие счастье. (Добро, футбол, семья, жить, быть весёлым, работать, здоровье, друзья, рождение детей и другие). Диспут. |
Коррекция |
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием. |
Теперь давайте отберём по вашему мнению самое главное и сделаем большие схемы в форме солнца, дерева, цветочка, чего хотите. Защита команд. |
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний |
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону |
Теперь вам нужно поработать самостоятельно. Составить заповеди/правила счастья, что должен человек сделать, чтоб стать счастливым. Говорят, что мысли материальны. Пишите в настоящем времени. |
Систематизация знаний |
Работа по выполнению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью |
Можно зачитать несколько заповедей/правил в классе. Давайте вернемся к вопросу, который мы ставили перед собой в начале урока и попробуем ответить на него. Для чего создан человек? Что такое счастье? Ответы детей. - Для слова "счастье" нет точного определения. У каждого человека своё представление о счастье. Для меня, например, счастье - это моя семья, которая меня понимает и любит, друзья, которые не предадут. Все люди имеют право быть счастливыми. Просто для этого нужно к чему-то стремиться, иметь свою мечту и пытаться её осуществить. |
Объяснение домашнего задания |
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии с предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности. |
Написать мини-сочинение «Счастье-это…» или «Что нужно человеку для счастья?» Свою точку зрения аргументируйте. Или нарисовать рисунок одного из героев наших сегодняшних произведений.
|
Оценивание |
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) |
Группы озвучивают, чья работа понравилась больше, как внутри группы, так и др.группы. |
Рефлексия учебной деятельности |
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечислят виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. |
Спасибо всем за работу. Я желаю, чтобы каждый из вас нашёл своё счастье. |