Разработка урока литературы на тему "Природа в лирике русских поэтов" 6 класс

Цель:

  • закрепить знания, умения и навыки учащихся по пройденному материалу;
  • развивать память, творческое воображение, умение анализировать стихотворный текст, работать сообща в группе;
  • воспитывать любовь к родному слову, к природе.

Тип урока: практическое занятие (применение ЗУНов на практике).

Оборудование: картины и иллюстрации о природе, листы с текстами стихотворений для практических заданий, ватманы, краски, цветные карандаши, листки самооценки, жетоны.

Ход урока

Слово учителя

Ребята , на предыдущих уроках литературы мы с вами изучали творчество русских поэтов и читали стихотворения о природе. Сегодня мы на практике будем применять наши знания, умения и навыки.(Называется тема урока, прочитывается эпиграф урока).

Повторение изученного материала

"Паутинка" (соединить тропы с их определениями)

Скрытое сравнение, основанное на подмене        эпитет
по какому – либо сходству, похожести.

Определение, придающее выражению                сравнение
образность и эмоциональность.

Перенос свойств человека на                          метафора
неодушевленные предметы.

Определение одного предмета при                    олицетворение
помощи его сопоставления с другим.

После выполнения и проверки задания вопрос классу: какие еще виды тропов вы знаете? (Метонимия, гипербола, литота, аллегория и другие)

Задание: прочитать отрывки из стихотворений, назвать авторов, постараться продолжить стихотворения.

1. Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром. (С. Есенин)

2. Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет заводи речные
И румянит сетку небосклона. (С. Есенин)

3. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом. (Ф. Тютчев)

4.Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит… (А. Пушкин)

Вопрос: какие приемы использовали поэты в этих стихотворениях?

Класс делится на группы по временам года. Родившиеся зимой - группа "Зима", весной - "Весна", летом - "Лето", осенью - "Осень". (При необходимости учитель вносит свои коррективы).

Стихотворение С. Есенина "Зима"Стихотворение С. Есенина "Зима"

Поэтическая лаборатория
За правильно выполненное задание группы получают жетон в виде звезды.

Задание № 1

Найти тропы в стихотворении Ф. И. Тютчева "В небе тают облака" Назвать их и пояснить свой выбор.

В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…

Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.

Чудный день! Пройдут века--
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.

Задание № 2

Реконструировать текст стихотворения С. А. Есенина "Весенний вечер", вставив на место точек пропущенные слова, не нарушив ритма и рифмы стиха, сохранив смысл.

Тихо струится река …
В царстве вечернем … весны.
Солнце садится за горы …,
Рог … выплывает луны.

Запад подернулся лентою …
Пахарь вернулся в избушку с полей,
И за дорогою в чаще березовой
Песню любви затянул соловей.

Слушает … песни глубокие
С запада розовой лентой заря.
С нежностью смотрит на звезды …
И улыбается небу земля.

Задание № 3

Оформить плакат на тему "Человек и природа", изобразив на нем свое отношение к природе, стремление защитить и сберечь ее.

Учитель: В стихотворениях русских поэтов Земля прекрасна. Постарайтесь сохранить эту красоту такой, какой ее видят поэты. Берегите природу!

V. Итоги урока

Учащимся предлагается заполнить листок самооценки.

VI. Домашнее задание

Выучить наизусть стихотворение любого автора о природе.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!