Анализ стихотворения Н.А. Некрасова "Железная дорога"

"Железная дорога" - самая известная в ряду лирических поэм Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878). Эти первая во времени поэма о созидательном народном труде.

Произведение состоит из 4-х очень разнообразных частей, написанных в форме размышления.

Тайная полемика начинается еще до начала стихов - в прозаическом эпиграфе к ним, где приводится ненавистная Н. Некрасову мысль, будто строителем этой дороги был вовсе не народ, а один из царедворцев Николая I, казнокрад Клейнмихель. Опровержению этой мысли и посвящена поэма. В поэме Н. Некрасов изображает строительство Петербургско-московской железной дороги (1842-1852).

Как и всякий боец Н. Некрасов бил по фактам современной ему действительности. Поэма была написана в 1864 году. Во имя чего стал бы он выступать в 60-х годах против давно умершего деспота? Ведь на престоле уже сидел сын Николая Александр II, якобы «освободивший» от тысячелетнего ига крепостное крестьянство.

Однако при нем строительство железных дорог было сопряжено с угнетением крестьян. В 1860 году Н. Добролюбов в статье «Опыт отучения людей от пищи» пишет о строительстве железной дороги между Волгой и Доном при Александре II. Он сообщает, что 2000 крестьян, строившие железную дорогу, по нескольку дней оставались без пищи, в голой степи работали при морозе и зное, кормили их червивым мясом, жили они в землянках, в которых не было даже соломы, их обманывал и грабил подрядчик.

Словом, подробно изображалось то, о чем впоследствии будет сказано в поэме Н. Некрасова. Из этих 2000 крестьян при строительстве от истощения и болезней умерло 500. Как и все революционные демократы, Н. Некрасов считал либеральные реформы Александра II обманом и ограблением народа, и в ряде статей разоблачал их антинародную сущность. «Железная дорога» - один из боевых эпизодов его многолетней борьбы с либералами. Применяя «Эзопов язык», Н. Некрасов доводит до читателя свою потаенную мысль.

1 часть - русский бодрящий осенний пейзаж, залитый «лунным сиянием». Он является своеобразным контрастом следующей части. На фоне этой благодатной природы муки людей, изображаемые в дальнейших строфах, кажутся еще более чудовищными.

2 часть - рассказ о строительстве железной дороги, разговор автора с вагонным попутчиком Ваней. Здесь «массы народные» - единое самостоятельное действующее лицо. Поэтому удалось создать не только образ 5-ти тысячной массы строителей железной дороги, но и индивидуализировать его. Масса строителей видится издалека. Из нее поэт выделяет одного больного землекопа, изображая его на первом плане.

Его образ дает возможность яснее увидеть многотысячную массу землекопов во время изнурительного труда, зримо представить то ужасное состояние, которое многих преждевременно свело в могилу. Поэт видел в них героев труда, героев истории. Такое трудолюбие и выносливость необходимы всем людям, поэтому лирический герой учит Ваню:

Благослови же работу народную

И научись мужика уважать.

Он говорит о том, что русский народ таит в себе могучие силы, которые помогут ему «проложить себе грудью» дорогу к свободе. Однако, когда Н. Некрасов говорил об этой грядущей победе, в которой он не усомнился ни разу, он говорил о ней, как об очень далеком событии:

Жаль только жить в эту пору прекрасную

Уже не придется ни мне, ни тебе.

3 часть - спор генерала и рассказчика.

Мысль лирического героя о том, что истинным строителем железной дороги является народ, генерал называет «дикой», грубо осмеивает ее. Позиция генерала непримиримо враждебна народу. Переубедить его невозможно. Лирический герой и не стремиться к такой несбыточной цели: «Я говорю не для вас, а для Вани».

4 часть - всем сердцем участвуя в борьбе на стороне обездоленных масс, Н. Некрасов, однако, не только не льстил им, но постоянно выражал им свое недовольство, упрекал их в непротивлении злу.

Самые мрачные строфы его «Железной дороги» вовсе не те, где изображаются бедствие этих людей, а те, где поэт демонстрирует их терпеливость, их всегдашнюю готовность смиренно прощать врагов.

В заключительной сцене не участвуют те мужики-землекопы, которые изображены во второй как герои истории. Поэт резко отделил от себя и предовой части народа смиренных простофиль и усердных шутов. Охотно впрягшихся в повозку купца-подрядчика, который ограбил их.

По убеждению поэта, крестьянам следовало бы расправиться с грабителями. Но они благополучно прощают его кровопийство и за бочок вина чествуют его как своего благодетеля. С горечью Н. Некрасов заключает свое повествование:

Кажется, трудно отрадней картину

Нарисовать, генерал? 

Художественные особенности поэмы:

  1. В поэме и злоба, и сарказм, и нежность, и тоска, и надежда, и каждое чувство огромно доведено до предела.
  2. Лирическое «я» совпадает с авторским. Н. Некрасов тоже является нам в качестве одного из героев поэмы. Он связан с миллионными массами, взволнован их жизнью и судьбой.
  3. В «Железной дороге» Н. Некрасов, пользуясь методом лирического соучастия в жизни своих персонажей, заставляет читателя не только представить себе, но и пережить, перечувствовать те мучения, которые … крестьянам тогдашняя система труда.
  4. Поэма Н. Некрасова густо заселена людьми. И толпа землекопов, и мальчик, и генерал, и подрядчик движутся, живут, говорят.
  5. Одним их показателей художества и совершенства служит изумительный лаконизм. Читая и перечитывая ее, всякий раз удивляешься: неужели в ней всего только 200 стихов! Как мог вместиться в немногие строки такой колоссальный сюжет с таким обилием образов, чувств, идей?
  6. Поэма имеет песенную тональность. Во всей «Железной дороге» Н. Некрасова чувствуется мелодия плача, которую поэт услышал в народе. Скорбны и жалобны песни землекопов, да и сам лирический герой испытывает скорбь, т.к. понимает, что освобождение крестьян очень далеко. Широте и плавности напева стиха способствует трехсложный (дактилический) ритм.
  7. Поэма имеет повествовательно-драматический стиль: Здесь, словно на сцене, показан один из величайших конфликтов эпохи. Представителем правды (землекопы, строители железной дороги) и представители кривды («купчина» - подрядчик, генерал и др.) образуют 2 лагеря. Они представлены как персонажи драмы, разыгрывающейся перед взволнованным зрителем.

«Железная дорога» Некрасова явилась впервые раздавшимся в русской поэзии гимном во славу строительной, творческой, массовой народной работы. Однако Н. Некрасов своей поэмой выразил протест против таких методов насаждения культуры, которые приносят народу столь тяжелый ущерб.

Он первый из русских поэтов закричал об этом во весь голос, как разгневанный мститель, как закричал бы сам многомиллионный народ, если бы не был обречен на безмолвие.

Размер:
16.31 Kb
Скачали:
6

Метки к статье: стихи, литература