Цели урока:
I. Обучающие:
1. Познакомить с творчеством поэта Магжана Жумабаева.
2. Ввести понятия нравственных понятий добра и зла через лирику казахского поэта.
3. Показать богатство авторских сравнений.
II. Развивающие.
1. Развивать навыки анализа стихотворного текста.
2. Развивать культуру общения, обогатить словарный запас учащихся.
3. Развивать образное и логическое мышление.
4. Развивать монологическую и диалогическую речь.
III. Воспитательные.
1. Воспитывать уважительное отношение и интерес к казахской литературе.
2. Обратиться к нравственным понятиям добра и зла, используя произведения Магжана Жумабаева.
Задача урока: донести до детей выразительность лирических произведений Магжана Жумабаева.
Сверхзадача: воспитание в учащихся желание знать, понимать, ценить казахскую литературу.
Основная форма урока: объяснение нового материала.
Жанр урока: путешествие в прошлое.
Оборудование урока: портрет поэта, линогравюры Василия Манзя, фонограммная запись музыки «Сары - Арка» Курмангазы, записи на доске.
Эпиграф урока: Ты видишь простор бесконечный, степной
Как шалью покрытой зеленой травой,
Здесь горы до неба, медовые реки.
Я сын твой, отчизна, рожденный тобою. М. Жумабаев
Слова в его стихах подобны жемчужинам, нанизанным на шелковую нить. Стихам его присуще нежность, порою печально-горестная тональность. Подобного поэта, как Магжан, с его теплым, мягким зефирным звучанием слога, не встретишь среди современных казахских поэтов. Он умеет извлекать чарующие звуки из сердца кобыза… Ж. Аймауытов
Ход урока
I. Организационный момент
1. Разминка. Критическое мышление.
Тема: Весна. (Проговариваются идеи с помощью ассоциаций)
1. Игра «Чистая доска»
2. Кто он, этот Магжан – человек без «определенных занятий»?
3. Каковы истоки творчества Магжана Жумабаева?
4. Почему безжизненная, мертвая степь, вдруг стала сияющей озорницей?
5. Магжан «достойный преемник Абая», «казахский Пушкин»
6. Одна из любимых поэтических тем М.Жумабаева.
7. Весна – утро, день… Зима – ночь …
8. Роль олицетворения в стихах.
9. Какие темные силы ждут своего назначенного часа?
10. Силы добра – солнце …
11. Рисунок.
II. Слово учителя
... (в полной версии документа)
Историк. С четырех лет будущий литератор начинает изучать восточные языки у домашнего учителя. Арабский, персидский и турецкий языки он продолжает изучать в медресе в Кызылжаре, а затем поступает в одно из лучших учебных заведений того времени – высшее мусульманское медресе Галия в городе Уфе. Галымжан Ибрагимов, один из преподавателей, обратил внимание на талантливого ученика и посоветовал ему больше заниматься самостоятельно. Магжан, следуя совету, изучает русский язык, знакомится с русской и зарубежной литературой, начинает публиковать свои произведения в газете «Казах».
Продолжает образование в Омской учительской семинарии, а потом в Москве в Литературно-художественном институте.
Учитель. Писать стихи Магжан начал с 14 лет. Признавая его яркий самобытный талант, современники называли его «достойным преемником Абая», «казахским Пушкиным».
Но судьба поэта сложилась трагически: он был расстрелян. Наша задача – лишь прикоснуться к творчеству поэта, попытаться и понять его душу.
На минуту вернемся в настоящее. Посмотрите в окно. Какое время года? Весна. Сколько новых чувств, ощущений, надежд! Какие чувства испытывают поэты и писатели в это время года?
(Продолжает рассказ небольшая композиция, подготовленная учащимися)
На оттаявшем окошке,
На серебряном стекле.
Непонятные дорожки,
Как бумага на столе.
Может, ветры написали
Мне письмо своей рукой,
Что бывали в дальней дали
И встречались там с весной.
(Виталий Лизун)
Половодье
Сбросила земля зимнее одеяло, а из собравшейся в низинах влаги родились непоседы-ручейки. В них ожидали влаги и заговорили талые воды.
Разбуженный Ишим, набравшись сил, сорвал ледяные оковы, хлынул через плотину и вышел из тесных берегов…
Островами оказались села и березовые колки. Стоя по пояс в воде, надели желтые сережки ивы. Бредут по колено в воде белые берёзы, тянутся ветками к своим отражениям. Начинается весеннее обновление земли, и кажется, вся природа наполнена светлым томлением… (Василий Манзя)
Весна
Сегодня солнце греет и ярче, и нежней.
И небо голубое – ни облачка на нем.
А птички так распелись,
Что хочется мне петь.
А выросли бы крылья – то с ним полететь.
Подняться над землею
И с неба, с высока,
Увидеть, как прекрасна
Родная сторона!
Как после зимней спячки
Проснулися поля,
Как ручейки красиво
Оттуда свысока,
Что вновь весна вернулась
В родимые края. (Дарья Шикунова, 5 класс, ССШ1)
Вопросы:
1. Что объединяет эти стихи? Тема весна.
2. Как каждый из авторов представляет весну? Непонятные дорожки на серебряном стекле у В. Лизуна. «Половодье. Светлое томление природы» у В.Манзя( рассматриваются линогравюры автора), «Проснувшиеся поля, бегущие ручейки у Даши Шикуновой.
3. Назовите казахских авторов, которые писали о весне. Абай, С. Сейфуллин, И. Жансугуров.
А теперь обратимся к Магжану Жумабаеву . (На фоне музыки Курмангазы «Сара-Арка» звучит стихотворение на казахском языке.
Вопросы: 1. Какие чувства испытали вы? 2. Что навеяла музыка? 3. Какие образы представили вы в момент прослушивания стихотворения? (Возвращение к разминке, сравнение своих ассоциаций.)
Читаю стихотворение «Весной» в переводе А. Жовтиса.
Вопросы: 1. Почему безжизненная степь, вдруг стала сияющей озорницей?
2. Как автор показал природу?
3. Элемент какого жанра использовал поэт? Как воображение подсказывает образы Земли и Зари? 4. Составьте словесный портрет.
5. Весна – это пробуждение … (продолжите фразу). Какие силы добра присутствуют в стихотворении? Силы добра – Солнце, ручей, Заря.
6. В какие цвета окрасил автор Землю? Яркая, многоцветная, сверкающая. Найдите сравнения.
7. В стихотворении встречаются тревожные, таинственные, недосказанные мысли. В каких строках произведения вы это почувствовали, уловили?
8. Тучи. Можно ли назвать их силами тьмы? О каких этапах жизни упоминает поэт?
ИГРА «Моя позиция»
Заслушивание ответов учащихся.
Работа в группах. Раздаются листы со стихотворениями «Зимняя дорога» и «Ночь».
Вопросы: Какова авторская позиция в стихотворениях? Назовите ключевые слова, которые раскрывают образ Ночи.
ВЕСНА – утро, день, веселье, надежда, жизнь.
ЗИМА – ночь, страх, одиночество.
Подберите эпитеты к этим словам.
Вывод. После ночи приходит долгожданное утро. После тяжелой зимы наступает весна, которая является началом новой жизни.
Рефлексия. Сочинить пятистишие о весне. Результаты сравниваются с ассоциациями в разминке и выводом.
Наблюдение за вопросами, которые остались на доске (если они остались).
- Наше путешествие не прошло даром. Сегодня мы увидели два мира Магжана Жумабаева – весна и зима. Одна – яркая, образная, живая, многоцветная, громкоголосая. Другая – темная, пугающая. Все эти образы связаны со степью – родиной М. Жумабаева. Какая бы она не была – страшная, пугающая или яркая, ласковая – он любит её.
Пляшут в воздухе миражи,
Уныло воет ветер, кружит.
Саван года то желт, то бел:
Зим и лет пустой хоровод –
Нет ни гор, ни лесов, ни вод,
Только камни, как серый мел,
То земля моя – Сары-Арка.
Что же такое с ней делю?
Не знаю. Просто, её люблю. (М. Жумабаев «Люблю»)
Итог урока. Мы узнали немало: познакомились с творчеством М. Жумабаева, увидели только одну сторону творчества и убедились, какими многогранными могут быть образы весны, зимы, степи.
Домашнее задание
1. Найдите примеры из художественной литературы с описанием весны.
2. Дома попробуйте передать свое настроение в цвете. Нарисуйте словесный портрет весны.
3. Сочините стихотворение или небольшой рассказ о весне.