Конспект урока 11 класс "Я с Миром. С. Есенин"

Цель урока: 

  • Анализ философской лирики С. Есенина с целью определения мировоззрения поэта последних лет жизни.
  • Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.
  • Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.

Оборудование: презентация стихотворений С. Есенина.

Ход урока

Слово учителя

Сегодня на уроке пойдет разговор о философской лирике Сергея Есенина

Как вы понимаете значение термина «Философская лирика»? (ответ учащегося)

Под философской лирикой мы понимаем стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия; стихи, в которых субъективное «Я» автора ведет своеобразный диалог с Миром - с человеком, с природой, землей, вселенной, Богом.

Произведения Есенина представляются неразрывным переплетением различных тем, мотивов, образов. (читается стихотворение «Я покинул родимый дом».

Беседа по тексту

Какие образы даны в этом стихотворении?

Природа это отдельный образ? (Нет)

Докажите примерами из текста. (Березняк теплит матери старой грусть, словно яблонный свет седина пролилась у отца в бороде, старый  клен на одной ноге…)

Назовите яркие изобразительные средства. (золотой лягушкой луна, яблонный цвет, клен на одной ноге…)

Какой можно сделать вывод?

У Есенина нет философии природы отдельной от человека. У Есенина полное слияние человека с природой.

Слово учителя

Поэзия Есенина последних  самых трагических лет (1922-1924) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Принятие жизни звучит декларативно « Приемлю все, как есть все принимаю…» Но чаще всего это глубокое лирическое осмысление себя и мира.

Давайте послушаем стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу». (На фоне музыки звучит стихотворение в исполнении Кречетова М.)

Какова тема стихотворения?

Тема произведения - размышления зрелого человека о прошедшей жизни, о ее смысле, о ее восприятии. Лирический герой пытается решить для себя проблему, рано или поздно встающую перед каждой личностью, - проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил, энергии. И автор выводит свое решение: основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью.

Все мы, все мы в этом мире тленны...

Но это смирение лирического героя не апатично, не угнетающе - это своеобразная концепция счастья, приятие мира целиком, во всем его многообразии. Такое восприятие очень характерно для есенинской лирики.
Композиция стихотворения подчинена идейной канве. Во-первых, произведение статично, несмотря на присутствие некоторой частной динамики (смена времен года, течение жизни лирического героя, движение тех или иных образов: биение сердца, скакание розового коня), единая, общая философская идея смирения доминирует над всем остальным.

Она заявляется лирическим героем в самом начале (“Не жалею, не зову, не плачу...”) и повторяется как итог всего размышления в конце ("Будь же ты вовек благословенна..."). Тема неизбежности конца (в широком, общефилософском смысле этого слова) также появляется как в первой строфе ("Все пройдет..."), так и в последней ("...все мы в этом мире тленны"). Таким образом, мы можем говорить о кольцевой композиции произведения, которая оправдывается его философской направленностью.

Какой общий вывод можно сделать?

Слово учителя

С. Есенин всегда ощущал себя частью этого мира, искал и находил согласие и отклик в мире природы. В его стихах всегда есть аналогия между законами человеческой жизни и законами природы. Эти мотивы развиваются, например, в элегии «Отговорила роща золотая». Большая часть стихов Сергея Есенина положена на музыку.

Звучит стихотворение в музыкальном исполнении. Как вы понимаете образ рощи в данном стихотворении? Это и конкретный природный образ, и обобщенный, это - жизнь поэта, человеческое бытие вообще. Какова тема стихотворения? Тема увядания, ощущения последних дней сквозит в образе осени. Осень - время тишины, ярких красок, но в то же время - пора прощания.

В этом и заключается противоречивость нашего земного существования. Журавли - это лейтмотив стихотворения, прощальной песни со всем юным, свежим, с «сиреневой цветью» природы и, главное, с душой человека. Человек одинок, однако, эта бесприютность соседствует с теплым воспоминанием:

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг...

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ: 

«В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть»

Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее. «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник...» - в этих словах основа философского отношения к жизни. Все мы рождены для того, чтобы умереть, каждый из нас - крошечная песчинка в мировом космосе, каждый из нас - неотъемлемая часть природы. Поэтому-то лирический герой сравнивает свой предсмертный монолог с осенним листопадом: « Так я роняю грустные слова».
Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя приятие смерти как данности.

Рассмотрим еще одно стихотворение С.Есенина «Мы теперь уходим понемногу»

С каким стихотворением перекликается  тема этого стихотворения? Какую роль в стихотворении играет контраст? Что несет красота реальной жизни? Что дает лирическому герою общение с природой? В каких строках заключен основной смысл стихотворения?

Подводя итог нашему разговору, какие выводы можно сделать?  Поэзия С.Есенина поражает нас остротой восприятия «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле»Гармоническое единство человеческой души с Миром - вот что определяет лучшие творения С. Есенина.  Мотив, навеянный народной философией жизни и самобытно запечатлен в проникновенных стихах поэта.

Скачать полную версию работы вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!