В основу содержания и структуры программы скорректированного (4 ч. в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 11 классе положена «Программа литературного образования в 10-11 классе для общеобразовательных учреждений» (базовый уровень) (автор: И.Н. Сухих). Программа реализуется на базе УМК: Сухих И.Н. Литература. 11 класс (базовый уровень).
В программу вошли разделы:
Пояснительная записка
Календарно – тематическое планирование
Содержание курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение художественных произведений, осмысление их жанровой природы, нравственного и эстетического значения для русской культуры в целом и для каждого читателя в отдельности. В качестве обзорных тем изучаются типологические разновидности литературы ХХ века: литература реализма, модернизма, постмодернистская литература (в форме лекции учителя с включением сообщений учащихся). Значительно расширяется список произведений, изучаемых по выбору учащихся. Историко-типологическое изучение литературы XX века сопровождается углубленным изучением основ теории литературы.
В планирование включены произведения авторов русского зарубежья (В.В. Набоков). Связь литературы с другими областями духовной жизни человечества реализуется через межпредметные связи: с курсом МХК (образы мировой культуры в творчестве О.Э. Мандельштама; символисты, футуристы и русская живопись начала XX в. и т. п.), с историей религии (интерпретация сюжета в романе М.А. Булгакова, библейские образы у А.П. Платонова, образ Христа у АА. Блока и А.А. Ахматовой).
Большое место в учебном процессе занимает самостоятельная работа учащихся со специальной литературой, словарем литературоведческих терминов, конспектирование, тестирование. Письменные задания ориентированы на создание работ творческого характера, реализацию (по желанию учащихся) различных учебно-исследовательских проектов.
Программа предполагает проведение различных типов уроков (обзорные, семинары, консультации, уроки анализа художественного текста, дискуссии, беседы, урок-составление поэтической антологии и др.).
Характер организации материала способствует осознанию учащимися специфики историко-литературного процесса ХХ века в тесной связи и преемственности с литературой ХIХ столетия.
Учебно-методический комплекс по программе И.Н. Сухих включает учебник, книгу для учителя и практикум для учащихся. Предлагаемые в «Книге для учителя» методические рекомендации к учебнику И.Н. Сухих «Литература: программа для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» построены как поурочное планирование и включают:
- название темы (в том числе варианты);
- указание примерного количества часов на изучение биографического материала и чтение и изучение произведений;
- основные типы вопросов и заданий (репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др.; задания для фронтальной, групповой и индивидуальной работы);
- возможные виды деятельности на уроке учащихся и учителя;
- домашние задания (индивидуальные, групповые, дифференцированные (задания повышенной сложности помечены знаком *), по выбору и т. п.), задания для самостоятельной работы учащихся, возможные темы исследовательских проектов, творческих работ и др.
- список литературы по каждой теме программы.
Во входящую в состав методического комплекса к учебнику И.Н. Сухих книгу для учащихся «Литература в 11 классе. Практикум» в свою очередь включены биографический материал, фрагменты критических статей, изучаемых в курсе литературы 11 класса, тексты произведений для сопоставительного анализа, вопросы и задания различных типов и уровней сложности: репродуктивные, аналитические, исследовательские, творческие, обобщающие, контрольные и др., задания для самостоятельной работы учащихся.
Как правило, путь анализа включенного в программу художественного произведения, предлагаемый в каждой теме, - от эмоционального восприятия, через пояснения, комментарий, словарную работу – к анализу-интерпретации и далее - к синтезу открытых в процессе анализа смыслов. В процессе изучения каждой темы предлагаются различные типы письменных заданий, что позволит учителю осуществить контроль образовательных результатов.
Для реализации учебных задач используются следующие методы и технологии: методика «пристального (медленного) чтения», метод критического мышления, различные приемы интерпретации текста, сопоставительный анализ текстов художественных произведений, а также синтез традиционных и инновационных методов изучения художественного текста.
Возможные варианты уроков внеклассного чтения и развития речи для каждой конкретной темы учитель разрабатывает и включает в соответствующие разделы курса самостоятельно, исходя из задач обучения и уровня подготовленности учащихся (всего 10 часов).
№ учебной недели |
Название темы, темы уроков |
Количество часов по теме |
№№ уроков
|
Примечания (форма контроля, использование ИКТ и др.) |
1
|
Общая характеристика эпохи. Литература в ХХ веке. |
2 |
|
|
Двадцатый век: начала и концы (хронология исторических событий ХХ века). |
1 |
1 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры. |
|
Литература ХХ века: летопись эпохи. |
1 |
2 |
Работа с практикумом для учащихся. |
|
Серебряный век. |
12 |
|
|
|
Серебряный век: ренессанс или упадок? |
1 |
3 |
|
|
Символизм: искусство Иного. |
1 |
4 |
|
|
2 |
В.Я. Брюсов: конструктор русского символизма. |
1 |
5 |
|
К. Бальмонт и А. Белый: два поколения русских символистов. |
1 |
6 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческая работа. |
|
Акмеизм: искусство Этого. |
1 |
7 |
|
|
Н.С. Гумилев: заблудившийся конквистадор. |
1 |
8 |
Аудио- и видеоматериалы на CD, презентации, работа с практикумом для учащихся. |
|
3 |
Футуризм: поэзия «самовитого слова». |
1 |
9 |
|
Велимир Хлебников: утопист и шаман. |
1 |
10 |
|
|
А. Куприн: наследник чеховской традиции. Повесть «Олеся». «Гранатовый браслет» – высокая трагедия в мире обыденной жизни. |
2 |
11-12 |
|
|
4 |
Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы. |
2 |
13-14 |
|
Александр Александрович Блок. |
8 |
|
|
|
Судьба: жизнь, сочиненная поэтом. |
1 |
15, |
|
|
Путь: трилогия «вочеловечения» (эволюция лирики от первого к третьему тому). |
2 |
16-17 |
Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся. |
|
5 |
Любовь: от Прекрасной Дамы – к Незнакомке. |
1 |
18 |
|
Образ Родины: история и современность.
|
1 |
19 |
|
|
«Двенадцать»: «музыка революции» и «голоса улицы». Фабула, сюжет и композиция поэмы. |
2 |
20-21 |
Проверочные и самостоятельные работы, сочинение, творческие задания. |
|
6 |
Проблема финала «Двенадцати». |
1 |
22 |
|
Иван Алексеевич Бунин. |
6 |
|
|
|
Бездомный певец русской Атлантиды: изгнанник или хранитель? |
1 |
23 |
|
|
Лирический мир И. А. Бунина: поэзия или проза? |
1 |
24 |
|
|
7 |
Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти? Природа и цивилизация в рассказе. |
2 |
25-26 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры. |
Метафизика любви и смерти в рассказах И.А. Бунина: «блаженная смерть» или «убийство смерти»? (аналитическое чтение рассказов из цикла «Темные аллеи»). |
2 |
27-28 |
Работа с практикумом для учащихся |
|
8 |
Алексей Максимович Горький. |
6 |
|
творческие задания. |
Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. Семинар. |
1 |
29 |
|
|
Ранний Горький: в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш». |
2 |
30-31 |
Проверочные работы. |
|
«Эй, человек! Это ты звучишь гордо?» (А. Мариенгоф): «На дне» как социальная драма. |
1 |
32 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
9 |
«Что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький): «На дне» как философская притча. |
1 |
33 |
Проверочные работы. |
Проблема правды и лжи: неразрешённый спор. |
1 |
34 |
Семинарское занятие. Домашнее сочинение. |
|
Литература 1920 – 1930-х годов. |
6 |
|
|
|
Литература и власть: пути литературы 1920 – 1930-х годов. |
1 |
35 |
|
|
«Воздух эпохи»: рассказ Е.И. Замятина «Дракон». |
1 |
36 |
|
|
10 |
«О дивный новый мир»: роман-антиутопия Е. Замятина «Мы». Семинар. |
1 |
37 |
Работа с практикумом для учащихся. |
Эпос о революции и «диалектика» души: рассказы И.Э. Бабеля из цикла «Конармия». |
1 |
38 |
|
|
«Я пишу на том языке, на котором сейчас говорит и думает улица»: рассказы М.М. Зощенко «Обезьяний язык» и «Монтер». |
1 |
39 |
Проверочные работы, семинар, сочинения-миниатюры. |
|
«…Наравне с именами собратьев по правописанью…»: В.В. Набоков. Рассказ «Благость». |
1 |
40 |
|
|
11 |
Владимир Владимирович Маяковский. |
6 |
|
|
«Я – поэт. Этим и интересен»: личность и судьба Маяковского. |
1 |
41 |
Аудио- и видеоматериалы. |
|
Лирика Маяковского 1912 – 1917 годов: «революционный поэт». |
2 |
42-43 |
|
|
«Громада-любовь» и «громада-ненависть»: поэма «Облако в штанах». |
1 |
44 |
Работа с практикумом для учащихся. |
|
12 |
Лирика Маяковского 1917–1930 годов: «поэт Революции». |
1 |
45 |
|
Поэт и поэзия: трагедия поэта. |
1 |
46 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. |
|
Сергей Александрович Есенин. |
5 |
|
|
|
Творческий портрет Сергея Есенина. |
1 |
47 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
13 |
Художественный мир лирики Есенина. |
2 |
48-49 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. |
Эволюция образа родины в лирике Есенина. |
2 |
50-51 |
|
|
14 |
Михаил Александрович Шолохов |
7 |
|
|
«В годину смуты и разврата»: от «Донских рассказов» к «Тихому Дону». |
1 |
52 |
|
|
«Война и мир» на донской земле: «Тихий Дон» как исторический роман-эпопея и как семейная сага. |
1 |
53 |
|
|
«Любовь казака»: «Тихий Дон» как роман о любви. |
1 |
54 |
|
|
«Поправляющий грех горше поправляемого» (В.В. Розанов): «Тихий Дон» как роман о революции и Гражданской войне. |
1 |
55 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
15 |
«Одиссея казачьего Гамлета» (И.Н. Сухих): «Тихий Дон» как роман о трагической судьбе человека. |
2 |
56-57 |
|
Рассказ «Судьба человека». Русский национальный характер в рассказе. Образы автора и рассказчика. |
1 |
58 |
Проверочные работы, домашнее сочинение. |
|
Осип Эмильевич Мандельштам. |
4 |
|
|
|
«Я не хочу моей судьбы»: поэт и судьба. |
1 |
59 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
16 |
«Я получил блаженное наследство»: поэт и вечность. |
1 |
60 |
|
«Мне на плечи бросается век-волкодав»: поэт и время. |
2 |
61-62 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры, творческие задания. |
|
Анна Андреевна Ахматова. |
5 |
|
|
|
Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой. Образ поэта в стихах ее современников. |
1 |
63 |
Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся. |
|
17 |
«Слишком плотны любовные сети»: ранняя лирика А. А. Ахматовой. |
1 |
64 |
|
«Я была тогда с моим народом»: поэма «Реквием». |
2 |
65-66 |
|
|
«…в прошедшем грядущее зреет»: Россия и творчество в поэтическом сознании А. Ахматовой. |
1 |
67 |
Проверочные работы, творческие задания |
|
18 |
Михаил Афанасьевич Булгаков. |
7 |
|
|
Судьба художника: противостояние эпохе. |
1 |
68 |
|
|
Булгаков и «потаенная литература». Творческий путь: от «Грядущих перспектив» к «роману о дьяволе». |
1 |
69 |
Аудио- и видеоматериалы, презентация, работа с практикумом для учащихся |
|
Жанровая и композиционная структура «Мастера и Маргариты»: роман-миф и три сюжета. Роман Мастера: проблема добра, предательства, трусости, верности. Евангелие от Михаила и канонические Евангелия. |
2 |
70-71 |
|
|
19 |
Булгаковская Москва: конкретное и условное. Воланд как провокатор и чудесный помощник. Направленность сатиры. |
1 |
72 |
|
Роман о любви и творчестве: биографическое и метафизическое. Роман Булгакова как культурный миф. |
1 |
73 |
Проверочные работы, творческие задания. |
|
Смысл финала. Свет и покой в романе. |
1 |
74 |
|
|
20 |
Марина Ивановна Цветаева. |
4 |
|
|
«С этой безмерностью в мире мер»: быт и бытие Марины Цветаевой. |
1 |
75 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры. Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
«Высота бреда над уровнем Жизни»: вечность любви. Лирическая героиня М. Цветаевой. Поэтика М. Цветаевой. |
2 |
76-77 |
|
|
«Есть времена – железные – для всех»: время ненависти. Поздняя цветаевская лирика. |
1 |
78 |
|
|
21 |
Борис Леонидович Пастернак. |
7 |
|
|
Поэт и время: личность и судьба Б.Л. Пастернака. |
1 |
79 |
|
|
«И образ мира, в слове явленный»: мотивы любви и природы в лирике Б.Л. Пастернака. |
1 |
80 |
Аудио- и видеоматериалы на CD, работа с практикумом для учащихся. |
|
«Определение поэзии»: образ поэта и смысл поэтического творчества в лирике Б.Л. Пастернака. |
2 |
81-82 |
|
|
22 |
«Вариант книги Бытия»: роман «Доктор Живаго». |
2 |
83-84 |
|
«Ход веков подобен притче»: стихотворения Юрия Живаго. |
1 |
85 |
Проверочные работы, сочинение. |
|
23 |
Андрей Платонович Платонов.
|
4 |
|
|
Человек и мир, в котором он живет (рассказы Платонова «Железная старуха» и «В прекрасном и яростном мире»). |
2 |
86-87 |
Работа с практикумом для учащихся. |
|
Тайна Фро: Психея, Афродита или Душечкаtd width=? (рассказ А.П. Платонова «Фро»). Вариант уроков: Обзор содержания и проблематики повести «Котлован». |
2 |
88-89 |
Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания. |
|
24 |
Литература 1940-х – 1980-х. |
4 |
|
|
Литература и война: музы и пушки. |
1 |
90 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
Литература и власть: время кнута и пряника. |
1 |
91 |
|
|
Поэзия шестидесятников: «поэт в России больше, чем поэт». |
1 |
92 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры, тестирование. |
|
Литература 1960 - 1980-х годов: образ меняющегося времени. |
1 |
93 |
Проверочные работы, домашнее сочинение, творческие задания. |
|
25 |
Александр Трифонович Твардовский. |
4 |
|
|
«Есть имена и есть такие даты»: личное и общественное в судьбе и творчестве А.Т. Твардовского. |
1 |
94 |
|
|
«Бой идет не ради славы, ради жизни на земле»: великое и смешное в поэтической летописи войны. |
2 |
95-96 |
Проверочные работы, творческие задания. Аудиоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
«Я знаю, никакой моей вины»: совесть и память в творчестве и жизни А.Т. Твардовского. |
1 |
97 |
|
|
26 |
Александр Исаевич Солженицын. |
6 |
|
|
«Писатель, которого сердце… переболело всеми болями общества…»: биография и творчество А.И. Солженицына. |
1 |
98 |
|
|
«Щ-854 (Один день одного зэка»): рассказ «Один день Ивана Денисовича». Особенный герой: Иван Денисович или «Щ-854»? |
2 |
99-100 |
Проверочные работы, творческие задания. Работа с практикумом для учащихся. |
|
Образ Ивана Денисовича в художественном мире рассказа (повести). |
1 |
101 |
|
|
27 |
Книга-свидетельство: «Архипелаг ГУЛАГ». |
2 |
102-103 |
Семинар. |
Василий Макарович Шукшин. |
4 |
|
|
|
«Нравственность есть Правда»: жизнь и творческий путь В.М. Шукшина – актера, режиссера и писателя. |
1 |
104 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
28 |
«Чудики» и философы В.М. Шукшина. |
2 |
105 -106 |
Проверочные работы, классное сочинение, творческие задания. |
«Крепкие мужики» и «блудные сыновья» родной земли. |
1 |
107 |
|
|
29
|
Николай Михайлович Рубцов. |
2 |
|
|
«За все добро расплатимся добром, за всю любовь расплатимся любовью»: проза жизни и чудо поэзии Н. Рубцова. |
1 |
108 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
|
«Но я у Тютчева и Фета проверю искреннее слово». Учителя и предтечи Н. Рубцова. |
1 |
109 |
Проверочные работы, сочинения-миниатюры. |
|
Владимир Семёнович Высоцкий. |
2 |
|
|
|
«Я не люблю…»: катехизис поэта, певца и гражданина. |
1 |
110 |
Сочинения-миниатюры |
|
30 |
«Высоцкий – «Шансонье всея Руси». |
1 |
111 |
Аудио- и видеоматериалы, работа с практикумом для учащихся. |
Юрий Валентинович Трифонов. |
3 |
|
|
|
«Возвращение к «prosus»: история и современность в произведениях Ю.В. Трифонова. |
1 |
112 |
Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. |
|
«Обмены и обманы» города в прозе Ю. Трифонова. |
1 |
113 |
|
|
Завещание Ю. Трифонова: вечные темы в творчестве писателя. |
1 |
114 |
|
|
31 |
Сергей Донатович Довлатов
|
3 |
|
. |
|
«Мир уродлив, и люди грустны» (И. Бродский): анекдоты и драмы Сергея Довлатова. |
1 |
115 |
|
|
Рассказы из чемодана: автобиография поколения в произведениях С. Довлатова. |
2 |
116 -117 |
Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся |
32 |
Иосиф Александрович Бродский. |
5 |
|
|
|
«Ни страны, ни погоста»: от Васильевского острова до острова Мертвых. |
1 |
118 |
|
|
«Поэт есть средство существования языка»: пространство языка – пространство свободы в лирике И. Бродского. |
3 |
119-121 |
Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. |
33 |
И. Бродский и традиции философской поэзии. |
1 |
122 |
|
Александр Валентинович Вампилов. |
2 |
|
|
|
Драматург Вампилов: трагедии и анекдоты. |
1 |
123 |
|
|
|
Люди – не ангелы: вечные темы в «Провинциальных анекдотах». |
1 |
124 |
Сочинения-миниатюры. Работа с практикумом для учащихся. |
34 |
Литературная ситуация рубежа XX-XXI веков. |
2 |
|
|
Неоконченные споры. |
1 |
125 |
|
|
«Писатель – Книга – Читатель». |
1 |
126 |
Работа с практикумом для учащихся. |
Итого:
- на чтение и изучение произведений – 126 ч.
- на уроки развития речи и внеклассного чтения - 10 ч.